Для многих лето — время отдыха, а для хирургов и травматологов — самая горячая пора. Практически каждый день в отделения привозят людей с переломами, черепно-мозговыми травмами, сильными ушибами. Если при ДТП у водителей и пассажиров машин выше шанс отделаться не самыми тяжелыми травмами или вообще не пострадать, то на мотоцикле или мопеде опасность увеличивается в разы. К тому же многие либо покупают дешевые средства защиты, либо вообще не надевают шлем. Ночью 29 июля на трассе под Калязином в Тверской области это привело к трагедии — в страшной аварии погибли трое подростков на скутере.
Чем может закончиться любовь к высокой скорости, порталу «ТОП Тверь» рассказал Юрий Павлов, заместитель главного врача по хирургии клинической больницы скорой медицинской помощи.
Юрий Валерьевич смог найти для нас время, но пришлось подождать — сегодня у него было несколько операций.
— С травмами, полученными в ДТП, они не связаны, но без них у нас день обычно не обходится, — отметил он. — И количество аварий «на двух колесах» — мопедах, скутерах, мотоциклах летом сильно выросло. Причем, как правило, отделаться несерьезной травмой или хотя бы, скажем, переломом ноги, практически невозможно — она обычно сочетанная, то есть травма двух и более анатомических областей. И добавьте еще ожоги, которые многие получают из-за горячего двигателя.
— Какие травмы самые распространенные?
— Черепно-мозговые. Либо несовместимые с жизнью, либо настолько сильные ушибы, что человек становится инвалидом и нередко не выходит полностью на уровень сознания. Ему требуется пожизненный уход. На втором месте — травмы шейного отдела позвоночника. Сейчас у нас шесть таких пациентов — это участники ДТП и ныряльщики.
— Что здесь самое страшное?
— При серьезной травме шейного отдела человек может на всю жизнь остаться прикованным к постели. У него отсутствует чувствительность. А относительно недавно привезли девушку, пассажирку мотоцикла, упавшую во время аварии. Она лечится у нас уже месяца два. И не знаю, сколько еще будет лечиться — у нее сочетанная травма.
— Она может восстановиться?
— У нее отсутствует высшая нервная деятельность, она обездвижена, никого не узнает и может лишь пить и есть. К тому же у нее перелом ног с гнойными осложнениями. Она инвалид, огромная нагрузка по уходу за ней ляжет на родных. Им сейчас особенно тяжело.
— Как близкие обычно реагируют, услышав такое?
— Часто отказываются верить, надеются на чудо. Но чудеса, конечно, очень и очень редки. В целом же после таких повреждений долго не живут. Люди умирают от гнойных осложнений, пролежней, пневмонии и т.д. Как ни тяжело об этом говорить, но речь, по сути, идет о медленной смерти.
— Насколько высока вероятность, что пострадавший в ДТП на скутере или мотоцикле станет инвалидом?
— Около 50 процентов. Это не значит, конечно, что он непременно будет прикован к постели, но укорочение ноги или эпилепсия — это тоже инвалидность.
— Своим детям вы купили бы скутер?
— Однозначно нет. Пока не вырастут. И вообще я ввел бы возрастной порог, кто может управлять ими — хотя бы с 20 лет, когда все-таки больше ответственности и за себя, и за других. И вообще это очень опасный и при этом доступный вид транспорта, на котором человек почти не защищен.
ДТП под Калязином потрясло многих, а для исполнительной власти стало поводом еще раз поднять проблему безопасности детей. Губернатор Игорь Руденя на совещании по санитарно-эпидемиологической обстановке в РФ с участием президента Владимира Путина выступил с инициативой начать информационную кампанию по профилактике детского травматизма в быту, на воде и дорогах.