Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, почему монахов в современном мире становится меньше. Сегодня читатель задаёт вопрос о вечности:
Как понять вечность? Это же невозможно понять вовсе. Это касается и Бога, который был и будет, это и касается будущей вечной жизни с точки зрения христианства.
Отвечает митрополит Амвросий:
Честный ответ на этот вопрос: никак. Ведь в христианском понимании вечность не есть нечто длящееся непрестанно, но нечто находящееся за пределами времени. И у нас нет такого опыта, который мы могли бы с этим сопоставить. В 5-м веке святой Августин Иппонский задавался вопросом, «Что же такое время?» Сам же отвечал на него: «Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю» (Св. Августин. Исповедь 11,16,17).
Время, как и жизнь, одна из загадочных для нас категорий. Мы, конечно, сейчас гораздо лучше понимаем время с точки зрения физики, но оно все еще остается чем-то не до конца ясным. Вместе с тем, мы все время живем во времени, и знаем только временное. Вневременное же остается для нас неизвестным. Тот же святой Августин, рассуждая о вечности, пишет: «Сегодняшний день Твой – это вечность; поэтому вечен, как и Ты, Сын Твой, Которому Ты сказал: «сегодня Я породил Тебя» (Пс 2:7; Евр 1:5). Всякое время создал Ты и до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не было» (Св. Августин. Исповедь 11,13,16). Вечность таким образом – непрестающее настоящее, в котором все происходит всегда и никогда не прекращается. Так можно было бы продолжать рассуждать много и долго, но все равно эти слова остались бы практически пустым сотрясением воздуха, ведь описать они пытаются не только неописуемое, но неизвестное вовсе.
И Божественное бытие, и будущая вечная жизнь остаются для нас чем-то неясным, видимым «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор 13:12). И хотя эти рассуждения кажутся особенно благочестивыми, в них не так много смысла, если мы не применяем их нашей жизни здесь и сейчас. Поэтому лучше задаться вопросом, не как понять вечность, а как следует жить, чтобы это соответствовало вечности. Жить так чтобы поступки наши всегда как бы перед лицом Божиим, чтобы в них были только любовь, только истина, только благо.