Отечественное сериалостроение набирает разгон. Что из этого получится? Хорошо это или плохо? Вопрос отнюдь не праздный, потому как если раньше выбор был небольшим, то сегодня приходится продираться сквозь дебри российских новинок. И лично у меня складывается впечатление, что в погоне за количеством шоураннеры резко начали терять качество.
Безусловно, есть шедевральные вещи вроде «Вампиров средней полосы», «Слова пацана» и «Нулевого пациента», есть неплохие вроде «Игр» и «Отмороженных». Но выходит и откровенная халтура вроде «Подростков в космосе» и постмодернизма по мотивам Достоевского. А стриминговых сервисов в России много, и каждый в битве за внимание зрителей пытается переплюнуть конкурентов со страшной скоростью.
В этом обзоре я не буду рассказывать о ближайших премьерах 2025 года. Предлагаю поговорить о трех сериалах, которые можно посмотреть в январские праздники и от которых как минимум не воротит.
«Прометей»
Трудно было пройти мимо фантастического триллера с Филиппом Янковским и Любовью Аксеновой. Пропавший в конце девяностых пассажирский самолет, обнаружившийся спустя четверть века близ Барнаула, звонок из прошлого, параллельные реальности и немного шаманизма – интрига закручивается неплохая. Эдакая смесь из Lost (в нашем прокате «Остаться в живых»), «Грани» и «Секретных материалов».
И надо сказать, что вначале создателям удается удерживать внимание. В коротком стартовом эпизоде, разворачивающемся в 1998 году, в кадре мелькают «Рафики», «Икарусы», двадцать четвертые «Волги» и старые таксофоны – все правильно, в воздухе еще не развеялся аромат Союза. А вот дальше…
Актеры, в том числе сильные вроде того же Янковского и той же Аксеновой, словно бы не верят в происходящее, и их отношение отчаянно сквозит в том, как они произносят реплики. В этом беда нашего фантастического кинематографа – можно бесконечно ругать Marvel с DC, но чего у них не отнять, так это глубокой заинтересованности актеров в сюжете. Видно, что Роберт Дауни-младший живет ролью Железного человека, как и Крис Пратт, играющий звездного лорда Питера Квилла. И я уже молчу о классической паре Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон с их каноничной игрой в X-files. Увы, у нас подобное происходит редко.
Аксенова вместо въедливой журналистки играет стерву, у которой накопилось претензий ко всем, кому только можно, однако при этом не раскрывается ее крутость. Расследует громкие дела о коррупции в медицинских закупках? Я вас умоляю, ее же похожая роль в «Майоре Громе» гораздо реалистичней, уж на что это кинокомикс. Янковский – фактурный актер, способный отыграть хоть чиновника, хоть криминального авторитета, здесь будто многословный статист. А Дмитрию Чеботареву не веришь, что его персонаж по доброй воле стал преподавать физику студентам.
Актеры играют не характерные роли, а шаблонные: журналистка (Аксенова), ученый (Чеботарев), программист (Алябьев) и могущественный наставник (Янковский). И самое печальное, что несмотря на интригу из всего сериала хочется посмотреть только два эпизода. Первый, где все завязывается, и последний, где всему должно найтись объяснение.
Из восьми, кстати, вышла только половина – вторую покажут уже в январе.
«Плевако»
Человек с потрясающей биографией, знаменитый адвокат и талантливый оратор – о таком просто нельзя было не снять фильм. А уж с учетом количества дел, которые он рассмотрел, и обилия интересных деталей создание сериала стало весьма предсказуемым.
Помните, как в начале десятых мы засматривались «Шерлоком» с Бенедиктом Камбербэтчем и Мартином Фриманом? А «Настоящий детектив», где засветились Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон, Колин Фаррелл и Махершала Али – разве не шедевр? Или «Прослушка» с Домиником Уэстом?
Долгое время нам однозначно не хватало собственных криминальных процедуралов, причем уже не простеньких и душевных, как ранние «Улицы разбитых фонарей»», и не гипертрофированно жестоких вроде расследований майора Черкасова, где маньяки выкашивают советских граждан десятками. Нет, нам требовалось что-то подобное британскому «Шерлоку», но своим исконно-посконным налетом. И вот появился «Плевако».
Можно долго обсуждать роли Сергея Безрукова и бесконечно попрекать его Сашей Белым и неоднозначным Высоцким, но актер он однозначно хороший. И образ Федора Никифоровича в его исполнении получился уж точно не отталкивающим. Причем дело даже не в стартовом эпизоде про украденный бедной старушкой чайник, хотя он действительно поставлен неплохо и сразу настраивает на нужное восприятие. Плевако сам по себе человек приятный, оставивший после себя добрую память, и Безрукову удалось передать именно это.
Конечно, в историческом плане к сериалу возникают вопросы, но шоураннерам хотя бы удалось избежать лубочности – как со знаком плюс, так и с минусом. Другой момент, что дополненная реальность в стиле «Шерлока» 2010-х уже сильно устарела, и ею не удивить.
Впрочем, для наших детективных сериалов это пока что достаточно свежий прием.
«13 клиническая. Начало»
Ровно два года назад я писал о первом сезоне фантастического медицинского процедурала с Данилой Козловским и, честно, не думал, что создателям придет в голову снимать продолжение. Идея больницы, где работают со сверхъестественным, сама по себе была интересной, но подали ее так, как будто бы, восхитившись задумкой, забыли про логику.
Основная моя претензия была именно в этом – события в сериале показываются, но не объясняются. Причем не только зрителю, но и центральному персонажу, от действий которого напрямую зависят жизни пациентов. И тут на тебе – поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Как лечить? А как-нибудь. Ты почему так сделал? Так никто же не объяснял, как правильно… Подобный подход, вызывающий лишь недоумение, переходящее в испанский стыд с жестом «рука-лицо», в итоге задушил на корню потенциал сериала. Другим промахом стал выбор на главную роль Данилы Козловского, который в последние годы во всех фильмах играл исключительно самого себя, да еще с отвратительной манерой говорить будто с кашей во рту.
По всем правилам кинорынка эти ошибки должны были исключить выход второго сезона. Однако шоураннеры, решив реанимировать идею, выбрали правильный путь: отмежеваться от основной линии и снять якобы не второй сезон, а самостоятельный приквел. Мол, ты помнишь, как все начиналось?..
Советские времена, Брежнев и первый контакт с нечистью – здесь создатели пошли проторенной дорожкой, эксплуатируя ностальгию по СССР и прибавляя к ней смешение жанров. Здесь уже нет Козловского и Паулины Андреевой, зато есть Ирина Старшенбаум, Павел Прилучный и, к счастью, Виктория Исакова.
Поначалу впечатления от сериала могут быть смешанными – не покидает ощущение искусственности происходящего, хотя актеры здесь, в отличие от «Прометея» играют несколько более живо. Может, все дело в чрезмерной обработке кортежа Брежнева, где машины больше похожи на плохие CGI-модели (не исключено, что так и есть), но потом их же показывают крупным планом, и реализм возвращается. А может, после блистательной игры Стоянова в «Играх» кого-то другого в образе Брежнева уже плохо представляешь.
Как бы то ни было, приквел «13 клинической» получился заметно лучше оригинала. Однако, если ранжировать сериалы по степени увлекательности и достоверности, я бы поставил на первое место «Плевако» (16+). Потом как раз «13 клиническую» (18+) и совсем в хвост – «Прометея» (18+).
Впрочем, это мое мнение. Смотрите сами и составьте свое.
Сергей САВИНОВ