«Игры»: СССР без клюквы и чернухи

13:12

05 августа 2024

2234

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

На фоне скандальной церемонии открытия Олимпиады в Париже выпустить сериал о подготовке к нашим Играм – ход невероятно выигрышный. Тот самый Мишка, шлягеры тех лет, прически под «битлов»… Что еще нужно для теплой ламповой ностальгии? Разве что Стоянов в роли Брежнева, но и он как раз в наличии.

Евгений Стычкин, который здесь и актер, и режиссер, заходит сразу с козырей: нам показывают тренировки спортсменов под бравурный советский хит, и сразу не поймешь, где архивные кадры, а где стилизация. Выполнено мастерски, причем видеоряд настолько четко стыкуется с саундтреком, что зритель моментально погружается в эпоху. Чего, собственно, и требовалось добиться.

Но сериал, конечно же, не о самой Олимпиаде, а о том, в каких условиях и как она готовилась. В стране застой и первые отголоски дефицита, а тут вдруг международное спортивное событие – вынь да положь. С одной стороны, престиж СССР на мировой арене, а с другой, уж не до жиру, быть бы живу. Еще и Афганистан не к месту принялся отсвечивать, и надо бы решить, заходим мы туда или нет. Диспозиция, прямо скажем, так себе.

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Причем и начинается все показательно: с затопленного олимпийского объекта, где забыли установить дренаж. Ответственному за строительство дают начальственный втык, а представителям МОК уверенно говорят, будто процесс идет, и все будет готово через неделю. А потом и вовсе выясняется, что из почти сотни таких объектов готова в лучшем случае половина. Все это мы видим глазами главного героя Игоря Зорина, избалованного сына завскладом, которого после очередной выходки отправляют в Национальный олимпийский комитет – отработать юности грешки. Что он и принимается делать с большим усердием под руководством Ирины Светловой, дочери советского офицера. «Выгодная партия», говорит о ней комсорг Тимошкин, еще один центральный персонаж. А той не до чего, кроме работы…

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Естественно, мы сразу понимаем, что дело пахнет любовным треугольником. Еще и с отсылкой на «Служебный роман» – Ирина прямо-таки напрашивается на аналогию с незабвенной Людмилой Прокофьевной. Особенно, когда выясняет у коллеги: мол, правда ли, я старше выгляжу, чем есть? А потом преображается, ловя на себе восхищенные взгляды. И ей, что интересно, веришь – Стычкину с командой удалось поймать контекст эпохи и, пусть не без огрехов, передать ее дух. Вот только отчаянно голубые линзы у актрисы Марии Карповой в отдельных сценах вызывают прочные ассоциации с фрименами из «Дюны». Единственный пока что крупный промах.

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Но даже это можно простить «Играм» за Юрия Стоянова в роли дорогого нашего Леонида Ильича. Жесты, мимика, манера речи – пожалуй, это лучший Брежнев в современном отечественном кино. Эпизоды с ним просто шедевральны и заставляют ловить каждую произнесенную Стояновым фразу. Порой меркнут даже его роли деда Славы из «Вампиров средней полосы» и комика Соколова из «Трепачей». А вот Алексей Серебряков, увы, в последних фильмах все чаще играет самого себя – не похож его неуклюжий Иван Иванович на могущественного завскладом с кучей важных знакомств. И совсем другое дело Игорь Костолевский, играющий главу НОК Виктора Ходакова – вот это типичный советский хозяйственник, который действительно что-то делает, и к которому сразу проникаешься уважением.

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Постер сериала. Источник: kinopoisk.ru

Впрочем, ругать актерский ансамбль все же не хочется – тут даже Саша Бортич отыгрывает на уровне «Я худею!», а не «Викинга». И Григорий Верник напоминает именитого отца разве что фирменной семейной улыбкой, а с ролью справляется на твердое «хорошо». Чонишвили со своим рекламно-дикторским голосом удивительно органичен в своей экранной ипостаси высокопоставленного военного, хотя его, как обычно, даже просто слушать приятно. Каневский в роли тренера – ну, просто твой физрук из школы. Я уж не говорю про Стычкина, который умудряется справляться и с режиссурой, и с образом стильного британца Энтони. Все друг с другом сыграны, между персонажами чувствуется химия, а от советской действительности в кадре не разит дешевым карнавалом, как в обоих отечественных «Чернобылях» (раз и два). Причем, что удивительно, и массовка ухитряется быть именно толпой советских граждан, а не статистами по объявлению.

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Но что еще приятно, в «Играх» (16+) атмосфера предолимпийского СССР передана не только старыми машинами и одеждой из бабушкиных шкафов. Сцена в кинозале, где крутят «Пиратов XX века», заслуживает отдельного упоминания – Игорь Зорин со своим дружком действительно смотрят первый советский кинобоевик и реагируют на происходящее с искренним переживанием. Мелочь, а вот из таких и складывается нужный паззл.

«Игры»: СССР без клюквы и чернухи
Кадр из сериала. Источник: kinopoisk.ru

Начало мощное, и маховик интриги напряжен до хруста. Посмотрим, удастся ли и дальше Стычкину держать баланс между сказочным СССР и откровенной антисоветчиной – пока обходится без крайностей.

Что ж, поживем, посмотрим.

Сергей САВИНОВ

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики