Российский кинематограф уверенно осваивает жанр производственных драм, рассказывая о пожарных, летчиках, космонавтах, полярниках и представителях других, не менее интересных, профессий. Порой получается спорно, как с «Ледоколом», а иногда – шедеврально, как с «Аритмией», показавшей подноготную работы на «скорой».
Новый сериал с Иваном Янковским в главной роли, пожалуй, сумел удивить. Его герои – это спасатели-добровольцы, которые ищут пропавших людей за свой счет и в свое свободное время. Причем нередко волонтеры жертвуют личной жизнью и даже семьями. Мы, простые обыватели, занятые своим делом, редко задумываемся о том, как происходит поиск заблудившегося дедушки-грибника или сбежавшего из дома ребенка. Для нас это просто бесконечная череда объявлений «пропал/найден» в социальных сетях и на новостных сайтах.
Большинство привыкло воспринимать эти истории как «белый шум», и людей трудно за это судить – пропускать чужую боль через себя способен далеко не каждый. И потому попытка рассказать о тех, кто бросает все и едет в ночи спасать очередного ребенка, как минимум заслуживает внимания. Это если совсем коротко говорить о «Плейлисте волонтера» (16+). Теперь подробнее.
Миша Штапич, главный герой сериала, являет собой образ типичного «лишнего человека». К своим двадцати пяти он уже успел завести семью и уйти от жены с ребенком. В нем удивительным образом сочетаются любовь к хорошей литературе и уличная грубость, неловкая забота о матери и жесткие проблемы с алкоголем. Он пытается сохранить отношения с маленьким сыном, но пьяные выходки лишь усугубляют разрыв. И тут словно само провидение вмешивается в его катящуюся по наклонной жизнь. Перепившего в очередной раз Штапича бьют по голове и крадут алименты, которые он наличкой нес бывшей жене. Пока он валяется в беспамятстве, его ищут полицейские и волонтеры. А потом Миша просится к ним – раз, другой, постепенно все больше втягиваясь.
И вот уже суровый Штапич, выкуривая одну сигарету за другой, сам ищет пропавших детей, грибников, охотников, влюбленных подростков, объявивших бойкот родителям. Он мыслит нестандартно, внимательно слушает всех, даже мальчика с задержкой развития, а потому достигает цели в первом же спасательном рейде. Правда, успехом это назвать сложно – найденного ребенка он вытаскивает из проруби уже мертвым…
Говорят, это так называемый «водораздел», когда ты либо остаешься в поисковиках, либо раз и навсегда понимаешь, что это не твое. И Штапич, сделав свой выбор, с головой окунается в новую для себя деятельность. При этом он налаживает отношения с сыном, начинает спокойнее общаться с бывшей женой, а в отряде единомышленников он встречает своенравную девушку с позывным Кукла, к которой у него постепенно разгораются противоречивые чувства.
С первого же эпизода сериал вызывает жгучий интерес, и во многом это происходит благодаря внутренней «кухне» поисковиков. Бесконечные звонки, выезды, карты, опросы и – трагедии. Параллельно зрителя знакомят с теми, кто спасает других, наплевав на собственный покой и сон. Это тоже живые люди с ворохом проблем, а порой даже целыми выводками скелетов в шкафу. Пресс-атташе Маруся пропускает ради поисков день рождения мужа, а потом и вовсе оказывается, что ей интересен совсем другой, и он из отряда. Зид любит Татарку, но не хочет жить с ее детьми. А Хрупкий участвует в движении, чтобы впечатлить свою девушку и доказать ей, что способен на перемены.
Из-за обилия этих параллельных линий сериал в какой-то момент начинает казаться перегруженным мелодраматизмом. И если поначалу нас погружают в ту самую поисковую «кухню», буквально сразу же ставя перед «водоразделом» с гибелью мальчика, то потом на чувствах и отношениях завязывается даже очередной спасательный кейс. Однако в целом повествование ровное, сцены выдержаны и не затянуты, а музыкальные перебивки сглаживают общую грубоватость и мрачность, подчеркнутую холодным синим фильтром. Здесь отечественный кинематограф по-прежнему проявляет упорную любовь к шаблонам, и «Плейлист волонтера» не стал исключением. И даже зеркальные планы оператора Ильи Авербаха не спасают слишком типичное для современного российского стриминга изображение. Этим же только навскидку страдают «Выжившие», «Контейнер» и недавний «Фишер», где явно переборщили с темными тонами.
Что определенно радует в сериале, так это неплохо выписанные персонажи, между которыми сразу же возникает «химия». В кадре они смотрятся гармонично, диалоги не провисают, и даже мат, ставший в российских сериалах обязательной перчинкой, удивительно уместен. Иван Янковский в очередной раз доказал, что он уже давно не Паша-курьер из провальных «Ночных стражей», и после «Фишера» это еще одна его сильная роль. Дмитрий Чеботарев из красавчика в «Вампирах средней полосы» неожиданно преобразился в довольно спорного и даже местами отталкивающего персонажа. Отдельно можно отметить контрастные женские роли Евгении Громовой, Дарьи Руденок и Марго Адаевой – каждая получилась запоминающейся и яркой. А вот восходящая звезда российского кино Мила Ершова попала в образ Куклы, пожалуй, в основном только благодаря нестандартной внешности. Впрочем, ей в любом случае есть куда расти, и, уверен, мы еще не раз о ней услышим.
В целом планка у сериала задана правильная, и если в последующих эпизодах создателям удастся держать напряжение на том же уровне, «Плейлист волонтера» можно будет смело добавлять в списки для обязательного просмотра. Как минимум из-за реалистично показанной атмосферы поискового движения.
К слову, сценарий написан по одноименной книге Мршавко (Михаила) Штапича, где тот подробно описал свой опыт поисковика. Так что первоисточник у «Плейлиста волонтера» достаточно авторитетный, хоть и наверняка там не обошлось без преувеличений. С другой стороны, правильно расставленные акценты как раз и создают полноценную историю, способную затянуть.
А главное, этот сериал, несмотря на показанные в нем трагедии, все равно можно назвать жизнеутверждающим – он о тех, кто ищет дополнительный смысл своего бренного существования. И пусть порой оно полно ошибок, именно ради них, как сказал персонаж Янковского, мы и живем. Чтобы их исправить, учесть грустный опыт и стать хоть немного лучше.
Сергей САВИНОВ