«Савинов про кино»: «Выжившие» – сериал для тех, кого не испугал ковид

12:40

18 августа 2021

6577

«Савинов про кино»: «Выжившие» – сериал для тех, кого не испугал ковид
Источник: kino-teatr.ru

Когда пандемия COVID-19 еще только начиналась, и человечество не до конца осознало, с чем столкнулось, в тренды неожиданно вышла картина Стивена Содерберга «Заражение». Премьера ее состоялась аж в 2011 году, но в то время скучную ленту о неизвестной инфекции мало кто оценил. Зато в 2020-м ее популярность зашкаливала из-за пугающих совпадений сюжета с реальностью. Не меньший интерес на фоне ковида вызвал и российский сериал «Эпидемия», снятый по мотивам романа «Вонгозеро» Яны Вагнер. И вот в какой-то момент реальная пандемия перестала пугать, а в обществе возник странного рода запрос на «инфекционный контент».

Так, например, немцы при участии датчан и поляков сняли «Слёборн», а на одном из популярных российских стриминговых сервисов недавно появились «Выжившие». На данный момент в доступе есть только две серии, третья выйдет в четверг, 19 августа. Вот об этом продукте отечественного кинематографа мы сегодня и поговорим.

«Савинов про кино»: «Выжившие» – сериал для тех, кого не испугал ковид
Кадр из фильма. Источник: kinofilmpro.ru

Для начала немного о сюжете. На «российский индустриальный город средних размеров», как говорится в официальной аннотации, неожиданно сваливается беда – эпидемия неизвестного вируса, который уже к концу первой серии вызывает полный коллапс. Нам пока не рассказывают, пострадала от него только Россия или накрыло весь мир, да это, по большому счету, и неважно, ведь история развивается здесь и сейчас. Начинается все с тревожных звоночков в виде постоянных покашливаний в многолюдных местах, а вскоре весь город охватывает паника, «скорые» не справляются с количеством вызовов, люди теряют сознание прямо на улицах и за рулем. Первый симптом таинственного недуга – удушающий кашель с последующим кровохарканьем, затем зараженные умирают. Те же, кто выжил, теперь должны спать не больше двух часов, иначе есть риск навсегда впасть в кому.

Город закрыт, реальная власть переходит к бандитским группировкам, а немногочисленные уцелевшие теперь вынуждены влачить жалкое существование, враз потеряв все блага цивилизации в виде электричества и водоснабжения. И, как обычно бывает в таких ситуациях, атмосфера постепенно заполняется слухами – вот уже есть некий Институт, где ученые самоотверженно борются с инфекцией и могут, якобы, спасти всех. Нужно лишь до него добраться… Или хотя бы просто попасть на волю из обложенного со всех сторон города.

«Выжившие» явно перекликаются с «Эпидемией», рискуя оттолкнуть поначалу своей вторичностью. Такие же разные и не всегда приятные персонажи, вынужденные сосуществовать друг с другом, такой же стремительно уничтожающий людей пачками вирус и беспросветная психоделическая хмарь. Военные жестоко пресекают попытки к бегству, обыватели поступаются принципами, лишь бы выжить самим и дать возможность спастись своим близким. В обоих сериалах есть стремление убежать от болезни, от смерти, от жизненной несправедливости. Есть люди, потерявшие на фоне трагедии человеческий облик, и есть разрушение привычного быта. Ведь еще вчера все было если не хорошо, то хотя бы стабильно, а теперь – мрак и пугающая неопределенность.

«Савинов про кино»: «Выжившие» – сериал для тех, кого не испугал ковид
Кадр из фильма. Источник: 2datyvyhoda.ru

В то же самое время «Выжившие» способны заинтересовать, если поначалу закрыть глаза на бросающиеся в глаза пересечения с «Эпидемией». Все-таки ход с «сонной болезнью» оказался действительно интригующим и эффектным, хоть его потенциал до конца так и не раскрыли. И если в «Эпидемии» болезнь поначалу в основном где-то далеко, в пока еще выходящих теленовостях и в интернете, то в «Выживших» мы сразу видим развитие апокалипсиса глазами тех, кто находится в его эпицентре. Это очереди из «скорых» и забитые больницы с падающими от изнеможения врачами. Это грубые полицейские, у которых есть приказ сохранять порядок, и они выполняют его так, как сами видят. И, наконец, это паника, постоянно бегущие в никуда люди, трупы в домах и на улицах, разбитые автомобили и черный дым от пожаров.

Неоднозначные герои со своими скелетами в шкафу заставляют напряженно следить за развитием событий, они отталкивают и привлекают одновременно. Ведь это не лощеные небожители с идеальной укладкой или гладко выбритыми щеками – это живые люди, которые хотят есть, спать и в туалет. Они ругаются матом, орут на своих детей и тут же просят у них прощения, они местами циничны и даже подлы, но в конце концов они являются отражением нашей реальной жизни. Правда, зеркало, говоря откровенно, порой слишком кривое.

В этом беда современных отечественных сериалов, которые пытаются перещеголять западные образцы количеством крови, мата и секса – они с упоением смакуют детали, отодвигая на задний план основной сюжет. И «Выжившие», на мой взгляд, попали в ту же ловушку. Из довольно интересного допущения с зависимостью от сна, повторюсь, можно было вытянуть гораздо больше, и сериал наверняка выбился бы в списки того, что стоит пересмотреть. Увы, крови, мата и обнаженки здесь будет в избытке, как и мрачного эмбиента в качестве музыкального сопровождения, а вот сюжетной глубины «Выжившим» все-таки не хватает.

«Савинов про кино»: «Выжившие» – сериал для тех, кого не испугал ковид
Кадр из фильма. Источник: 2datyvyhoda.ru

Кто-то, возможно, скажет, что это примета времени – мол, сейчас в моде откровенный натурализм, а не философские измышления. Вот только даже если вы любите блюда с перцем, то все равно выдерживаете определенную дозировку, иначе любой, даже самый вкусный суп превратится в обжигающую горечью жижу. Так и с произведениями искусства, к которым тоже относятся фильмы и сериалы. Но значит ли это все, что «Выживших» не стоит смотреть? Отнюдь.

Во-первых, здесь нет пресловутого пассажа «москвичи едут в черную дыру провинции». Сюжет разворачивается в Челябинске, хоть его в сериале прямо не называют, и реалии этого уральского города намного ближе нам, тверитянам, чем напускной пафос столицы. Во-вторых, в «Выживших» задействованы действительно неплохие актеры вроде Артура Смольянинова и Алексея Филимонова. За их персонажами по-настоящему интересно наблюдать, да и между всеми остальными участниками событий есть довольно-таки четкая химия.

Однако помните, что «Выжившие» изобилуют не очень приятными сценами, неоднозначными поступками и обсценной лексикой. Детям и впечатлительным людям смотреть не рекомендуется. Исключительно 18+.

Сергей САВИНОВ

+9

Из этой же рубрики