«ТОП Тверь» продолжает путешествие по улицам Твери, хранящим память о героях Великой Отечественной войны. Напомним: областной центр присоединился к всероссийской акции «Улицы Победы», благодаря которой приведут в порядок 9 улиц, названных именами наших отважных земляков. Всего же, по словам губернатора Игоря Рудени, в рамках нацпроекта «Качественные и безопасные автомобильные дороги» в Твери отремонтируют около 260 километров дорожного полотна.
Сегодня мы с Маргаритой Васильевой пройдем по поселку Лоцманенко. И наша дорога лежит на улицу Николая Кирьянова.
Даже странно: всего-то пара остановок от оживленных проспектов – и как будто оказался в сельской местности. Палисадники, огороженные штакетником, деревянные дома, огороды.
А ведь так, наверное, и выглядела большая часть довоенного Калинина.
В тридцатые годы здесь, вдоль линии, стали выделять участки железнодорожникам, в шаговой доступности от работы. Некоторые дома стоят еще с тех пор. Из инфраструктуры был только магазин, да и тот построили уже после войны.
Этот уголок частной застройки назывался Железнодорожным переулком. Имя в честь Николая Кирьянова он получил в 1966 году.
А ведь Николай Кирьянов как раз и жил в одном из этих домов. Рос на этих улочках, бегал в железнодорожную школу. Сейчас это школа № 25, вот так она выглядит сегодня.
После шести классов школьное обучение пришлось прекратить. Парнишка пошел на курсы сантехников, закончил их и устроился в Калининский облсантехстрой на работу. Город рос, казалось: еще чуть-чуть, и вот такие переулки с печными трубами и колодцами у домов уйдут в прошлое. Везде будут благоустроенные многоэтажки. Так что молодые мастера были нужны.
Николай продолжал учиться, осваивать новые профессии. Ему еще и 19 лет не исполнилось, а он уже получил вторую специальность — слесаря. Успел проработать и на вагоностроительном заводе. Причем на самом ответственном и новаторском участке: в экспериментальном цехе.
Оттуда его и призвали в армию.
Как нашим бойцам готовили «котел»
Николай Кирьянов воевал на Юго-Западном фронте, командовал отделением 78-го гвардейского стрелкового полка 25-ой гвардейской стрелковой дивизии. Дважды был ранен.
В 1943 году он оказался в легендарном взводе лейтенанта Петра Широнина.
Бой, вошедший в историю, состоялся у железнодорожного переезда на окраине села Тарановка под Харьковым. Всего лишь небольшое село, но оно оказалось стратегически важным пунктом: захватив переезд, немцы могли пустить на Харьков свои бронепоезда.
И речь шла не только о битве за один город, пусть и крупный. Тогда, в начале 1943 года, гитлеровцы собирались взять реванш за Сталинград и готовили ловушку для советских войск. Срочно перебрасывались дивизии из Европы, гитлеровские части доукомплектовывались людьми и техникой. План генерала Манштейна был таков: танковые дивизии с юга должны были двумя сходящимися восточнее Харькова ударами рассечь Воронежский и Юго-Западный фронты. В результате три советские армии оказались бы в «котле».
25 бойцов и одна пушка
Вот с такими намерениями и шли танки к Тарановке. И это, пожалуй, было единственное на много километров в округе место, где они могли развернуться.
По боевым сводкам, силы, оборонявшие эту местность, выглядели внушительно: 179‑я отдельная танковая бригада, 3-й эскадрон 11-й кавалерийской дивизии, 78‑й гвардейский стрелковый полк, две батареи 53-го гвардейского артиллерийского полка.
А по факту все эти части уже были обескровлены тяжелыми боями. В 179-ой бригаде оставалось всего 10 танков, мотострелковые роты насчитывали по 30-40 человек, гвардейцев в строю осталось человек 200.
Так что успех обороны в прямом смысле слова зависел от мужества каждого бойца.
А самый опасный участок, непосредственно у переезда, достался взводу, в котором служил Кирьянов. Оборону здесь держали 25 бойцов с одной противотанковой пушкой.
Бой за переезд
Об этом бое немало написано художественных произведений и исторических мемуаров. Как они гласят, когда в поле зрения солдат показалась вражеская колонна (танки, бронетранспортеры), лейтенант Широнин отдал приказ: «Без команды не стрелять».
Мгновение – и шедший впереди бронетранспортер подорвался на мине. Наши бойцы тщательно подготовились к встрече врага. Первая волна противника так и не смогла преодолеть инженерные сооружения, застопорилась на минах и ловушках. Это помогло сберечь боеприпасы для следующих атак, которые шли одна за одной.
Вот на бойцов движется очередная колонна бронетехники. Николай Кирьянов с товарищами подбили 4 танка, 2 самоходных орудия и 4 бронемашины, уничтожили больше 30 солдат противника. Но и взвод понес потери: трое убитых, пятеро раненых.
А в небе загудели бомбардировщики, высматривая наших солдат. Одна из бомб угодила в окоп, где находился артиллерийский расчет.
Снова атака. На гвардейцев-широнинцев напирают 9 танков и 8 самоходок. Две вражеских бронемашины прорвались в обход. Одна, правда, тут же провалилась под лед находившегося неподалеку пруда, другую подбили.
Четыре дня не отходил от пулемета
Шел четвертый день. Николай Кирьянов отрывался от пулемета только ради того, чтобы вступить в рукопашную схватку с немцами, подошедшими слишком близко к огневой точке. Даже перевязать рану было некогда. Потом, когда хоронили погибших бойцов, его так у пулемета и нашли. Умирая, он успел дать по фашистам последнюю очередь.
В этом же бою погиб еще один уроженец Калинина, Иван Седых. О нем мы расскажем в другом материале.
Взвод, в котором служили наши земляки, удерживал станцию пятеро суток. Этого хватило, чтобы враг потерял драгоценное время. На этом переезде остались разбитыми 30 вражеских танков и бронемашин.
А сколько таких, упорно обороняемых, переездов и деревень было по всей линии фронта? О них и споткнулась, рассеялась большая часть новых «Тигров», на которые надеялись гитлеровцы. Враги еще смогли взять Харьков, но окружить и уничтожить советские армии им не удалось. И совсем немного времени оставалось до решающей битвы на Курской дуге…
Все 25 бойцов взвода Петра Широнина были удостоены звания Героя Советского Союза. 21 из них – посмертно.
Что здесь сейчас?
Дом, где жил легендарный боец – главная достопримечательность улицы. Вот памятная доска:
Бывшая железнодорожная школа интересна не только как место, связанное с памятью героя. Это памятник архитектуры и часть истории Октябрьской железной дороги: школе более 130 лет. Правда, она не на этой улице находится, а на соседней.
И все так же цветут палисадники и чуть шевелятся от ветра кружевные занавески в окошках деревянных домиков.
Островок Калинина исторического, Калинина довоенного все еще жив.
Маргарита Васильева
Читайте о других легендарных улицах Твери:
Евгений Пичугин, ставший легендарным тараном
Павел Ротмистров, маршал бронетанковых войск
Тамара Ильина, которая так и не стала учителем
Лизу Чайкину шли арестовывать 30 немцев
Сергей Веселов, кузнец, ставший комиссаром
Михаил Громов, ставший небесным первопроходцем