«ТОП Тверь» продолжает для своих читателей экскурсию по улицам Победы. Напомним: благодаря проекту «Улицы Победы» отремонтируют 9 улиц областного центра, названных в память героев Великой Отечественной войны. Всего же, как отмечал губернатор Игорь Руденя, за пять лет проведут ремонт на тверских улицах общей протяженностью около 260 километров
Сегодня корреспондент Маргарита Васильева приглашаем наших читателей на улицу Громова.
Закрытая и безымянная
Когда-то здесь была лесная дорога от Калинина до села Мигалово. Но в 1930 годах село снесли, жителей переселили, а на этом месте построили закрытый военный городок при аэродроме — поселок Мигалово.
И дорога приобрела новый статус. Стала расширяться, обрастать учреждениями, казармами и домами. Называлась она тогда Центральная, ведь эта улица шла по центру поселка. И все важные для его жителей «ведомства», от почты до ЖЭУ, находились здесь. Не говоря уже про здание штаба.
Впрочем, название «Центральная» официально не зафиксировано: так ее сами летчики прозвали, а на карте города улица пока что оставалась безымянной. Хотя поселок Мигалово уже был включен в городскую черту.
До восьмидесятых годов прошлого века поселок оставался закрытым. Хотя в 1950-60 годах здесь началось активное строительство, в микрорайоне летчиков появились пятиэтажки (уже не «казарменного» типа, а считавшиеся комфортабельными по тем временам «хрущевки»), сады, школы, уютные дворы.
В 80-е годы поселок открыли для доступа граждан, теперь поселиться здесь мог любой желающий. А в 1986 году центральная улица обрела имя. Ее назвали в честь генерал-полковника авиации, Героя Советского Союза Михаила Громова.
Вот памятник герою, расположенный на этой улице.
Безумие в небе
Михаил Михайлович Громов родился в Твери в 1899 году. Его юность пришлась на революцию и гражданскую войну. Опытным летчиком он сражался на фронтах Великой Отечественной. И зрелым человеком, знающим экспертом, мудрым практиком его застало время технических прорывов и открытий.
Михаил Громов начал военную карьеру еще в царской России, успешно поступив в Императорское высшее техническое училище.
В своих мемуарах он перечисляет самых ярких преподавателей: « Николай Егорович Жуковский, которого по праву назвали «отцом русской авиации»; В.П.Ветчинкин; А.А.Микулин, будущий академик, творец отечественных авиационных двигателей; Б.С.Стечкин; профессор, а потом академик В.С.Кулебакин, Г.М.Мусинянц… За каждым именем стоит целая эпоха, связанная с развитием советской авиации».
Затем – летная школа. Заслуженный летчик вспоминает о первых днях в небе: «После девяти полётов я чувствовал себя «королём воздуха» и проделывал на подъёме виражи с большим креном, а спирали делал не иначе как с креном до 60 градусов. Оглядываясь назад, могу уверенно сказать, что это было форменным безумием. Сейчас даже трудно объяснить, как я остался в живых…»
Экзамен в летной школе он сдал в 1917 году. Начиналась новая эпоха и Гражданская война.
Первый прыжок из штопора
Михаил Громов воевал на стороне Красной армии. Служил летчиком 29-го разведывательного авиаотряда на Восточном фронте. Обучал курсантов в летной школе, а в 1923 году ему доверили экстренную подготовку нескольких групп пилотов.
С 1924 года Михаил Громов занялся испытаниями новых моделей самолетов. В том числе и только что сошедших с конвейера (заводские испытания). Это он впервые поднял в небо У-2, И-3, И-4, И-4бис, АНТ-14, АНТ-20, «морского разведчика» МР-1, ряд тяжелых бомбардировщиков и практически все самолеты ОКБ «Туполева». Андрей Туполев отзывался о Михаиле Громове, как о лучшем из испытателей, и говорил, что доверяет ему, как никому другому.
Громов разрабатывал методики ночных и слепых (вне видимости земли) полетов. И впервые в стране совершил вынужденный прыжок с парашютом с самолета, ушедшего в штопор. Позже этот прием спасет не одну жизнь во время войны.
Чтобы быть первопроходцем в небе, требовалась незаурядная отвага. Она не покидала Михаила Громова и на земле. Об этом, например, говорит такой факт: в 1939 году вместе с известной летчицей, Героем Советского Союза Валентиной Гризодубовой, Михаил Громов ходатайствовал о пересмотре уголовного дела конструктора ракетной техники Сергея Королёва. Ходатайство было услышано: Сергея Павловича перевели из исправительно-трудового лагеря на Колыме в режимное конструкторское бюро в Москве.
75 часов без посадки
Кстати, звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина Михаилу Громову присвоили именно как летчику-испытателю, еще до войны – в 1934 году. За поставленный мировой рекорд (перелет на расстояние 12 411 километров в течение 75 часов без посадки).
Вот архивная фотография, на которой изображены Михаил Громов и его товарищи по экипажу, Андрей Юмашев и Сергей Данилин, за несколько минут до старта.
Первые дни войны Михаил Громов провел за океаном. Как начальник Научно-технической группы Наркомата авиационной промышленности СССР, он был откомандирован в США, решать вопрос приобретения Советским Союзом американских самолетов.
Едва вернувшись, принял командование 31-й авиадивизией Калининского фронта. Его летчики вели бои в ржевском небе, прикрывали с воздуха только что освобожденный Калинин, обороняли город Белый. Под руководством Громова советские пилоты совершили 6978 вылетов, провели 203 воздушных боя, сбили в воздухе и уничтожили на аэродромах 220 самолетов противника.
Затем Михаил Громов командовал 3-ей воздушной армией Калининского фронта. Потом 1-ой воздушной армией (Белорусский фронт). Соединения под его началом участвовали в Ржевско-Сычёвской, Великолукской, Демянской, Орловской, Спас-Деменской, Смоленской и Витебской операциях. Кстати, в составе этой армии воевал авиаполк «Нормандия». Так что в числе наград Михаила Громова есть и французский командорский орден Почетного легиона.
Уроки катапультирования
В 1944 году наш знаменитый земляк был назначен начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.
Одной из задач, которую Громов тогда решил, стало как раз предотвращение гибели летчиков, попавших в перевернутый штопор. Уж он-то знал, как из штопора выходить (или удачно катапультироваться). И провел доходчивый инструктаж для инспекторов по технике пилотирования всех авиаполков, ну а те смогли донести технику безопасности до своих подразделений.
После войны Михаил Громов продолжил работу по созданию надежного и крепкого воздушного щита над родной землей. Руководил управлением летной службы Министерства авиационной промышленности СССР. Много внимания уделял научным вопросам безопасности полётов (собственно, он был одним из инициаторов создания в 1941 году Летно-исследовательского института и стал первым его руководителем). Написал несколько книг, рассказывающих об истории авиации, и об особенностях профессии летчика.
Труд пилота исключительно сложен, он требует от человека огромной выдержки и самообладания, физической выносливости, разностороннего развития, прекрасного знания авиации, географии, метеорологии, математики (и не только средней). Никогда на земле человеку не приходится вести такую напряженную и сложную работу, как пилоту в воздухе, — такое напутствие давал заслуженный летчик будущим покорителям неба.
Михаил Михайлович прожил долгую жизнь – 85 лет. Кстати, а вы знали, что генерал-полковник был не только выдающимся летчиком, но и чемпионом СССР по тяжелой атлетике? Он завоевал это звание в молодости. Но еще в 1960 году руководил подготовкой нашей сборной к Олимпийским играм в Риме – в возрасте 60 лет.
Что здесь сейчас?
Первое, что бросается в глаза сразу у дороги – необычная сосна. Ее развилка – как наблюдательный пункт
Подойдя поближе, обнаруживаешь за стеной деревьев памятник, представляющий собой уменьшенную копию легендарного монумента Воину-освободителю в Трептов-парке.
Разумеется, на улице Громова установлен и памятник Громову. Это бюст на территории школы, он открыт сравнительно недавно – в 2017 году, к 80-летию знаменитого рекордного беспосадочного перелета.
А буквально в нескольких минутах ходьбы расположено братское воинское захоронение в поселке Мигалово, с монументом в виде красной пятиконечной звезды.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА
Читайте о других улицах, названных в память героев.
Лизу Чайкину шли арестовывать 30 немцев
Сергей Веселов: кузнец, ставший комиссаром
Евгений Пичугин, ставший легендарным тараном
Павел Ротмистров. маршал бронетанковых войск
Тамара Ильина, которая так и не стала учителем