Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз речь шла о том, как Церкви быть понятной большинству людей? Сегодня читатель спрашивает:
Может ли Бог наказывать? И что такое «Бог попустил»? То есть, свобода человека все-таки ограничена волей Бога?
Отвечает митрополит Амвросий:
Вопрос о том, может ли Бог наказывать и что означает выражение «Бог попустил», поднимает глубинные богословские и экзистенциальные темы, связанные с природой Бога, человеческой свободой и смыслом страданий в жизни. Чтобы дать исчерпывающий ответ, важно рассмотреть эти аспекты в свете христианского учения и опыта, опираясь на святоотеческую традицию.
Начнем с основного принципа: Бог есть Любовь. Это утверждение должно быть отправной точкой в любом разговоре о Божьих действиях в мире, будь то «наказание», «попущение» или какое-либо другое проявление Его воли. Когда мы говорим о наказании от Бога, мы не должны представлять себе кару в человеческом понимании, когда кто-то намеренно причиняет боль или страдания ради возмездия. В Писании, особенно в Ветхом Завете, мы встречаемся с образами наказующего Бога, однако с точки зрения Нового Завета, где раскрывается полнота Божественного Откровения, эти образы должны рассматриваться в свете Божией любви и педагогики.
Слово “наказание” в церковно-славянском языке имеет только один смысл: “научение”. Отсюда, например, однокоренное слово “наказ”, которое в современном языке не воспринимается как что-то негативное, но понимается в своем исконном смысле, или, например, близкое по корню слово “показать”, то есть объяснить что-то наиболее очевидным способом, сделать что-то очевидным.
Наказание у Бога — это, прежде всего, средство для вразумления, исцеления и воспитания человека. Бог не хочет гибели грешника, но чтобы тот обратился и был жив (Иез. 33:11). Каждый случай, когда человеку или народу кажутся суровыми обстоятельства жизни, может быть Божьим вмешательством, которое направлено не на то, чтобы сокрушить или унизить, а чтобы дать осознать неправильность пути и вернуться к источнику жизни — к Богу. Страдания часто становятся дверью к глубинному осознанию, пониманию жизни, и именно через страдания человек может обрести опыт подлинного Божьего присутствия.
Выражение «Бог попустил» касается так называемого Божьего попущения, то есть случаев, когда Бог допускает, чтобы в мире или в жизни отдельного человека произошли определенные события, особенно если они кажутся злыми или болезненными. Здесь нужно помнить, что зло в мире происходит не от Бога, а от грехопадения первых людей и свободного выбора людей всех последующих поколений. Свобода человека — это величайший дар, который Бог дал Своему творению. Но одновременно она – и самая большая ответственность. Без свободы не может быть любви, а без любви не может быть подлинных отношений между человеком и Богом.
Бог уважает нашу свободу до такой степени, что позволяет нам переживать последствия наших решений. Это и есть то, что чаще всего определяют фразой “Бог попустил”. Если человек свободно выбирает путь, который ведет его в сторону от Бога, Бог не вмешивается насильственно, чтобы предотвратить этот выбор. Однако это не означает, что Бог оставляет человека наедине с его ошибками или грехами. Бог всегда рядом, и даже тогда, когда Он попускает определенные трудности или страдания, это происходит не для того, чтобы уничтожить человека, а чтобы через эти обстоятельства дать ему возможность увидеть истину, осознать свои ошибки и вернуться к Нему.
Божественное попущение всегда имеет смысл в контексте вечного спасения человека. Именно через попущение страданий, бедствий, болезней или других жизненных испытаний Бог ведет нас к осознанию того, что наше главное призвание — быть с Ним, и что земные страдания ничто по сравнению с вечной жизнью. Чаще всего, когда Бог попускает испытания, трудности или даже страдания – это становится моментом, когда человек обращается к Богу, понимая ограниченность своей воли и своих возможностей. Это не значит, что страдания сами по себе несут ценность, но они могут стать инструментом для изменения внутренней жизни человека. Именно в страданиях мы осознаем свою немощь и нужду в Божьей помощи.
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с болью или страданием, Бог находится рядом с нами, страдает вместе с нами и ждет, когда мы обратим свой взор к Нему, чтобы Он смог дать нам утешение и даровать спасение.