Наш регион часто можно увидеть в сериалах и даже большом кино. К такому вниманию мы привыкли – уж очень любят отечественные киноделы виды старинного Торжка, тверскую «единую фасаду» и Путевой дворец, а еще, разумеется, легендарные Морозовские казармы.
Нередко тверская земля встречается и в литературе. Причем как в классической, так и в массовой современной. Сегодня мы как раз вспоминаем, кто из писателей разместил в своих книжных вселенных города нашей области.
Ржев
Начнем мы с Александра Твардовского – русского писателя, поэта и журналиста. Спрашивать, знает ли кто его стихотворение «Я убит подо Ржевом…», в приличном обществе считается моветоном. Этот пронзительный реквием по погибшим солдатам известен, пожалуй, во всех уголках нашей необъятной страны и даже за ее пределами.
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
Во время чтения этих строк невольно наворачиваются слезы, ведь город воинской славы здесь упомянут в очень печальном контексте. Трагическая Ржевская битва стала нашей болью и одновременно напоминанием о подвиге советских солдат, идущих на смерть ради жизни других.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю –
Наш ли Ржев наконец?
И ведь все равно, несмотря на ужасы, описанные Твардовским, его безымянный герой завещал жить. Уцелевшим воинам и нам – благодарным потомкам. Пусть это больно, но мы должны помнить, какой ценой досталась Победа.
Торжок
Возможно, вы удивитесь, но маленький Торжок может легко похвастаться пристальным вниманием со стороны отечественных литераторов. Так, например, именно он является малой родиной прославленного космолетчика Леонида Горбовского из Мира Полудня братьев Стругацких.
– Я сам из Торжка, речушка у нас там маленькая, но очень чистая. А в заводях – кувшинки. Ах, как отлично!
Возможно, именно детство, проведенное на Тверце, сделало Леонида Андреевича столь тонкой поэтической натурой.
А вот московскому следователю Виктору Рахманину пришлось столкнуться в Торжке не с лирикой, а с жуткими потусторонними сущностями. Именно там происходит один из ключевых эпизодов повести Эдуарда Успенского «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы». Если вы родом из советского детства, то наверняка читали эту «страшную повесть для бесстрашных школьников». И тоже радовались, что главный герой дает бой нечисти именно там, в идиллическом городке на Тверце.
Звонили из Торжка. Виктор долго выяснял, кто звонит, действительно ли дядя Мирон Бирюков или какие-нибудь Синие Уши.
Кстати, повесть, впервые опубликованная в журнале «Пионер» в 1990-м, даже сейчас читается взахлеб – некоторые вещи Успенский явно оставил вторым слоем для взрослых.
А в постапокалиптическом мире после ядерной войны Торжок выполняет важную функцию – это один из форпостов цивилизации в выжженной радиацией Калининской области. Именно там начинаются события книги Андрея Круза «После». Здесь стоит отметить, что сам автор (настоящее имя Андрей Хамидулин) родился и некоторое время жил в советском Калинине, а потому неплохо знал реалии как региональной столицы, так и Торжка.
Действие книги, разумеется, происходит в альтернативной реальности: в 1984 году между СССР и США произошел конфликт с применением атомного оружия, и теперь крупные города лежат в развалинах. Ведь именно по ним прежде всего противник нанес удар… А вот небольшие райцентрики уцелели, и Торжок в их числе.
– Откуда ты сам? – спросил «матрос».
– Издалека, – не стал я излагать подробности. – Сам местный?
– Почти. Пять лет в Торжке.
В книге также упоминаются другие населенные пункты нашего региона – например, Лихославль, а еще Ржев, в окрестностях которого происходит один из ключевых поворотов сюжета.
Корчева
Есть у нас в Тверской области своя Атлантида. Имя ей – Корчева. Когда-то это был вполне себе успешный уездный городок Российской империи. Незадолго до Первой мировой войны и последующих революций в нем жили чуть больше двух с половиной тысяч человек. Работали два пряничных и два кирпичных заводика, а еще паточный и пивоваренный.
В начале 1930-х судьба Корчевы, города с многовековой историей, оказалась предрешена. В столице приняли решение о строительстве канала «Москва – Волга», и места уездному уголку в этом проекте, увы, не нашлось. Корчева оказалась в зоне подтопления, и в 1937 году ее официально исключили из списка городов.
Иваньковское водохранилище, оно же Московское море, скрыло в своей пучине больше сотни населенных пунктов – села, деревни и целый уездный город. Ту самую Корчеву. Досталось, к слову, и нынешнему Конакову, в те времена еще имевшему статус рабочего поселка. А всего из зоны подтопления пришлось переселять порядка пятидесяти тысяч человек.
Но память о погибшей Корчеве жива. Во-первых, от нее остался дом купцов Рождественских, теперь стоящий на берегу рукотворного моря. А во-вторых, ее обессмертил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем сатирическом романе «Современная идиллия».
Оказалось, что мы знали только одно: что Корчева есть Корчева. Но существуют ли в ней кожевенные и мыловаренные заводы – доподлинно никому не было известно. Правда, Очищенный сообщил, что однажды в редакции «Красы Демидрона» была получена корреспонденция, удостоверявшая, что в Корчеве живет булочник, который каждый день печет свежие французские булки, но редакция напечатать эту корреспонденцию не решилась, опасаясь, нет ли тут какого-нибудь иносказания.
Тверь классическая
Следующая остановка – Тверь. Наконец-то мы добрались до областной столицы, упоминаний которой хватает в книгах самых разнообразных жанров. Существует даже парочка конспирологических версий: например, будто бы Глупов из «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина – это и есть Тверь. А еще провинциальный Калинов, в котором происходят события пьес Александра Островского, тоже вроде как навеян обликом губернской верхневолжской столицы.
Напрямую же Тверь упоминается у Достоевского, Лескова, Герцена, Горького, Чехова, Льва Толстого и Лажечникова. Вот, например, отрывок из «Басурмана»:
Сверх того, Аристотель доказывал, как легко покорить Тверь и как славно будет для Ивана Васильевича, не подвергая себя опасности, своим лицом решить победу, так искусно приготовленную его же умною и хитрою политикой.
К слову, писал Иван Иванович свой исторический роман в старицком имении Коноплино. А одним из персонажей, встречающихся на его страницах, является путешественник Афанасий Никитин.
А гость был не иной кто, как тверской купец Афанасий Никитин, купец без торговли, без денег, убогий, но богатый сведениями, собранными им на отважном пути в Индию, богатый опытами и вымыслами, которые он, сверх того, умел украшать сладкою, вкрадчивою речью.
Тверь новейшая и альтернативная
Поговорили о классиках, теперь перейдем к современникам. Мимо Твери проезжают герои романа Владимира Березина «Путевые знаки». Этой книгой открывается огромная многотомная серия «Вселенной Метро-2033». Это межавторский проект, основанный на оригинальной трилогии Дмитрия Глуховского о постапокалиптическом мире.
Приближалась Тверь, и Владимир Павлович нервничал. Как-то Тверь ему не очень нравилась. Отчего-то ему казалось, что тверские нас заочно не полюбят. Причем не важно живые или мертвые обитатели этого города.
Не будем раскрывать секретов, встретили персонажи книги «опасных тверских» или нет. Намекнем только, что они пытаются вспомнить, есть ли в нашем городе метрополитен, а еще рассуждают о мостах через Тверцу и Волгу.
В городе на Волге начинаются и события цикла «Гром над миром» Тимура Машукова. Первая часть многотомника в популярнейшем ныне жанре бояръ-аниме, смешанного со славянским фэнтези, так и называется: «Гром над Тверью». Главный герой – «попаданец» в тело наследника почти уничтоженного рода Громовых. И оказывается он там именно в тот момент, когда его хотят убить. Сперва он по классике мстит врагам, а потом переходит на новый уровень, решая вопросы уже глобального характера.
Влада перевезли в Тверь. В усадьбу главы дружественного рода, Виктора Изборина, где он решил спрятать внука.
И, наконец, в нашем славном старом городе происходят события «Тверского баскака», серии романов Дмитрия Емельянова в жанре альтернативной истории. Герой – школьный учитель, согласившийся на уникальное предложение лично побывать в эпоху Батыева нашествия XIII века и увидеть все собственными глазами. Разумеется, как это характерно для романов о «попаданцах», герой принимает решение не просто посмотреть, но и исправить ошибки, устремив в итоге историю по неизведанному пути.
Дело в том, что вчера мы вышли к берегу Волги, к стенам моего родного города Твери. Не то чтобы у меня что-то дрогнуло в душе, нет! Да и эта мрачная деревушка на холме, обнесенная тыном, мало ассоциируется с той Тверью, в которой я вырос и к которой привык.
Стоит ли говорить, что мало кому известный городок в этом суровом хитросплетении событий становится центром тектонических изменений?
***
Напоследок добавим в нашу подборку небольшой бонус. Действие романа «Аномальный наследник» Элиана Тарса, писателя из Кемерова, происходит в параллельном мире и точно не в Твери. Но на обложке, обратите внимание, изображены знакомые каждому жителю нашего города стены из красного кирпича.
Кто знает, быть может, и есть где-то в иной вселенной свои Морозовские казармы.
Сергей САВИНОВ