В свое время на тему «Игры престолов» ходило множество шуток. Самая ходовая – про то, что люди делятся на две категории: кто смотрит и кто не смотрит. Что удивительно, за перипетиями жизни Старков и Ланнистеров следили даже активные противники любого фэнтези. Настолько это вышло смело, зрелищно и шокирующе. Да, к этому времени уже был «Рим» и «Подпольная империя» от того же американского телеканала HBO. Но именно экранизация книг Джорджа Мартина по-настоящему перевернула мировой сериальный рынок.
Помните, как мы ждали выхода очередного сезона, как трудно было прощаться с героями на целый год? И какое невероятное чувство предательства возникло сначала с задержкой седьмого сезона, а потом еще с двухгодичной паузой между седьмым и восьмым, заключительным. Еще и в количестве эпизодов обманули, надули, обвели вокруг пальца. Но закончился сериал, и ушла эпоха. Впрочем, как бы не так.
О новых проектах по вселенной «Песни льда и пламени», оригинальной книжной серии Мартина, говорилось задолго до окончания «Игры престолов». Причем речь шла не об одном шоу – о нескольких. Эдакая мультивселенная, как у студии Marvel. Так, например, «Рыцаря Семи Королевств» хотели экранизировать еще в 2010-х, на фоне успеха главного сериала. Но, говорят, сам мэтр тогда остудил горячие головы, объявив, что пока не настало время. Зато в следующем году, 2025-м, нас будет ждать и премьера «Рыцаря», и третий сезон «Дома Дракона» (18+). Сплошное удовольствие.
Впрочем, с последним, кажется, есть некоторые проблемы. Новые серии все так же хороши с точки зрения визуала и постановки – видно, что денег не пожалели. Костюмы, драконы, впечатляющие декорации – все, казалось бы, на уровне «Игры престолов», а то и выше. Вот только вместе с этим опять вылез ворох проблем, которые так и преследуют сериал. Начнем с того, что он глубоко вторичен – вся интрига фактически держится на том, что это предыстория популярной «Игры престолов». Мы знаем, что потом будет, и вроде как должны увлеченно следить за тем, с чего все началось. Но не выходит. Большинство персонажей – блеклые тени героев оригинальной истории, как будто «Звездные войны» пересняли для зумеров, только вселенная другая. Мэтт Смит, конечно же, на своем месте в роли Дейемона Таргариена, и вроде как Эмма Д’Арси с Оливией Кук неплохо изображают вражду бывших подруг и вынужденных родственниц. Да и, пожалуй, Рис Иванс достойно отыгрывает пожилого интригана-десницу. В остальном же легко потеряться во всех этих путанных перипетиях, кто кому сын, внук или брат. Порой даже непонятно, о ком идет речь в диалогах, и это сбивает с толку.
Более того, именно диалоги – одна из больших проблем сериала. В задумке они наверняка должны быть глубокими и многозначительными, но на деле бесконечные беседы лишь утомляют. На момент публикации обзора вышло уже два часовых эпизода, в которых практически нет действия, а те, что есть, выделяются разве что привычной жестокостью. В целом же каждая серия – это бесконечная череда долгих планов, неспешных движений, многозначительных взглядов и нескончаемых диалогов. Сюжет невероятно затянут и провисает, и это еще больше осложняется тем, что с момента финала первого сезона прошло почти два года, и на ходу приходится вспоминать, кто есть кто. Такое сложно представить в «Игре престолов», где в каждом эпизоде каждого сезона мучительно не хватало экранного времени для полюбившихся персонажей, которые поначалу еще и неожиданно истреблялись с завидной регулярностью.
И, наконец, еще один крупный недостаток «Дома Дракона» – это его сказочная нереалистичность. Оригинальная история тоже относится к фэнтези, но выполнена с невероятной продуманностью и высокой детализацией. Персонажи «Игры престолов» щеголяли с немытыми волосами, потеками грязи на щеках и аутентично старой драной одежде под расцарапанными и помятыми доспехами. Порой складывалось ощущение, что они буквально воняют с экрана. В «Доме Дракона» же все выхолощено, герои чуть ли не блестят гримом, а доспехи и платья словно только что сняли с вешалки после химчистки. Таргариены, особенно упомянутый Дейемон и Эйемонд Одноглазый, выглядят как эльфы из «Властелина колец», и это отнюдь не комплимент. Добавь обоим хрестоматийные заостренные уши, и сходство будет максимальным. Но у нас тут вроде как Вестерос, а не Средиземье. И особенно нелепо, да простят меня дружественные африканцы, выглядят чернокожие Веларионы – такие же валирийцы, как и Таргариены. И ослепительно белые волосы в их случае смотрятся дешевыми париками.
В целом все это создает одну общую и убийственную проблему «Дома Дракона»: ему не хочется верить. Во всяком случае, так, как мы верили «Игре престолов», где нашлось место мистике и колдовству, но смотрелись они органично. Здесь же мы наблюдаем костюмированный маскарад, где персонажи – это в первую очередь актеры, которые лишь одеты по жанру, но не живут им. Эдакий дорогостоящий слет толкинистов или высокобюджетных косплееров.
Разумеется, «Дом Дракона» смотрят и будут смотреть. Недаром же его сразу продлили на третий сезон, и будьте уверены, что будут четвертый и пятый. Вот только ближайшая напрашивающаяся аналогия между «Игрой престолов» и приквелом – это первые два «Терминатора» от Джеймса Кэмерона и последующие высокобюджетные поделки. И если «Рыцаря Семи Королевств» сделают хоть немного похожим на оригинальное шоу десятых годов, он легко перетянет к себе аудиторию.
Впрочем, посмотрим. Осталось подождать всего год.
Сергей САВИНОВ