Водители часто жалуются, что страховщики занижают суммы возмещений, а направление на ремонт получить очень сложно. Иногда и вовсе фактически невозможно: например, потому что у страховой компании не заключен договор с подходящей СТОА (станцией технического обслуживания автомобилей. – прим. «ТОП Тверь») или срок поставки запасных частей превышает установленные законом сроки. При этом страховая компания, осуществляя выплату, возражает – мол, ущерб считается по единой методике, разработанной и одобренной Центробанком. А значит, никаких махинаций просто не может быть. И все-таки размер компенсации порой действительно не соответствует реальным затратам пострадавшего водителя, а отказ в выдаче направления в автосервис может быть откровенно надуманным и незаконным.
Правы ли страховщики? Как быть, если озвученной вам суммы едва-едва хватает на покупку запчастей без стоимости самих работ? А что, если вам вообще отказывают в ремонте, предлагая в качестве альтернативы небольшую денежную компенсацию? И справедливо ли при расчетах основываться на стоимости изношенных запчастей, а не новых? На сложные вопросы тверских водителей традиционно отвечает автоюрист Светлана Савинова.
Получаем отказ
Итак, рассмотрим ситуацию, когда вы попали в ДТП и являетесь пострадавшей стороной. Как законопослушный гражданин, вы застраховали свой автомобиль по ОСАГО, а потому с чувством собственной правоты обращаетесь в компанию, которая выдала вам полис.
– Здесь нужно сразу отметить, что с финансовой точки зрения вам будет выгодней попросить выдать направление на ремонт ТС, чем согласиться на получение выплаты с учетом износа, – уточняет Светлана.
Именно так вы в итоге и решаете поступить, прислушавшись к советам юристов, поэтому предоставляете все необходимые документы, подтверждающие факт ДТП, и просите осуществить страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, путем организации и/или оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС. Также это называется «возмещение причиненного вреда в натуре».
Однако вам отказывают, ссылаясь, к примеру, на то, что факт наступления страхового случая не установлен – по мнению страховщиков, повреждение автомобиля не соответствует обстоятельствам ДТП. Направление на ремонт вам в итоге не выдают, и вы идете в суд для защиты своих нарушенных прав.
Стоим на своем
Спешим вас обрадовать – закон на вашей стороне. Как правильно действовать в подобных ситуациях, разъяснил Верховный суд РФ определением от 19 января 2021 года по делу №86-КГ20-8-К2. Проведя автотехническую экспертизу, вы сможете доказать объем повреждений, относящихся к случившемуся с вами ДТП. Также при помощи экспертизы вы определите стоимость ремонтных работ в соответствии с той самой единой методикой определения расходов на восстановительный ремонт – причем как с учетом износа, так и без него.
Далее, если суд сочтет, что отказ страховой компании в выдаче вам направления был необоснованным, то возмещение вреда должно производиться в форме организации обязательного восстановительного ремонта. Без вариантов. Более того, в данном случае расчет будет производиться без учета износа комплектующих. Иными словами, по стоимости новых деталей. Только платить за них будете уже не вы, а провинившиеся страховщики.
– То есть фактически Верховный суд счел должным в случае необоснованного неисполнения страховой компанией своих обязательств по выдаче направления на ремонт поврежденного автомобиля взыскать с нее стоимость восстановительного ремонта ТС, рассчитанную в соответствии с единой методикой без учета износа запчастей, – подчеркивает Светлана.
Кроме того, Верховный суд, как поясняет юрист, отметил: страховая компания не имеет права произвольно заменять без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату. Ранее страховщики делали именно так, да и сейчас стараются навязать именно такой способ возмещения, потому что им это гораздо выгодней с финансовой точки зрения. Причина проста: это связано с высокими требованиями к восстановительному ремонту – в частности, речь идет о запрете на использование б/у или восстановленных запчастей (без вашего согласия), ограниченном законом сроке продолжительности ремонта, сроках поставки комплектующих, а также наличии гарантии на произведенные работы. За пропуск сроков при ремонте ТС отвечает страховая компания. Естественно, при таких ограничениях страховщикам проще выдать потерпевшему деньги. Но ваши права не должны страдать из-за чьего-то желания сэкономить.
– Заменить ремонт на выплату страховая компания может лишь в случаях, указанных в п. 16.1 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО», – поясняет Светлана. – Например, это полная гибель транспортного средства или смерть потерпевшего. Также это может быть ситуация, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного ТС превышает установленную законом страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения. А самый распространенный вариант – это наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Таким образом Верховный суд исходил из того, что, если законом или договором не предусмотрено иное, убытки подлежат компенсации в полном объеме. Как следует из действующего законодательства, в результате возмещения этих убытков потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательства были исполнены надлежащим образом (об этом говорится в ст. 15 и п. 2 ст. 393 ГК РФ).
Будем надеяться, что нижестоящие суды будут активно применять на практике указанное разъяснение Верховного суда. А автовладельцам мы рекомендуем активнее бороться за свои права.
Подготовил Сергей САВИНОВ
Ранее ТОП Тверь сообщал о том, что МВД РФ предлагает упростить техосмотр.