Если вы бывали в парке «Россия – моя история» или хотя бы прогуливались рядом, то наверняка обратили внимание на яркий красно-белый «ЗиУ». Это такой же памятник самому себе, как трамвай «Татра» на Соминке. И такая же часть тверской транспортной истории.
Вот только наш городской троллейбус гораздо моложе своего рельсового коллеги по пассажирским перевозкам – впервые он побежал по улицам Калинина 5 мая 1967 года. А маршрут, с которого все началось, разумеется, получил №1.
Вообще, самый первый троллейбус в мире был построен в 1881 году в Германии, а запустили его весной следующего, 1882-го. В нашей стране он мог появиться еще в начале XX века – на питерском заводе «Фрезе и К°» опытный образец испытали весной 1902-го, а в годы русско-японской войны (1904-1905) инженер Владимир Шуберский даже предложил открыть линию от Новороссийска до Сухума. Представляете – междугородний троллейбус еще до революции! К сожалению, проект так и не осуществился. В итоге этот вид транспорта получил свое распространение только при советской власти, появившись в 1933-м в Москве.
Чего только не было за долгие годы популярности «рогатого» или «привязанного», как называли троллейбус в народе! По той же Москве даже бегали двухэтажные модификации, правда, недолго – первая же зима показала их неустойчивость, а пассажиры испытывали дискомфорт от заниженных потолков. Были и сочлененные троллейбусы с «гармошкой», и троллейбусные поезда-сцепки, и машины на базе венгерских «Икарусов» с отечественными электродвигателями, и даже грузовые троллейбусы, они же троллейвозы (а еще троллейтраки или троллейкары).
В советский Калинин, как мы уже знаем, этот вид транспорта пришел в 1967-м, при раннем Брежневе. А потом, вплоть до нулевых годов, он даже умудрялся развиваться – новые маршруты открывались не только при Союзе, но и в лихих девяностых. Те, кто застал расцвет троллейбусного движения в нашем городе, прекрасно помнят, насколько переполненными ходили «привязанные». И даже набиравшие популярность маршрутки первое время не могли с ними конкурировать!
Всего в разное время с 1967 по 2020 годы, когда троллейбусное движение было закрыто, по городу перемещались 12 разнообразных маршрутов, которые видоизменялись и дорабатывались. А маршрут №5 в какой-то момент даже можно было считать чуть ли не экскурсионно-прогулочным, потому что курсировали машины аж из Первомайки до поселка Химинститута – фактически через весь город.
Самым массовым троллейбусом в Твери была марка «ЗиУ», собственно, ее представитель и стоит ныне на вечном приколе у парка РМИ. Если быть до конца точными, это модель «ЗиУ-682В» 1990 года выпуска. Машина работала в нашем городе, но восстанавливали ее в Волгограде, на одном из местных предприятий. Привезли «ЗиУ» и поставили в конце декабря 2022 года.
Будете рядом, не проходите мимо. Мы дожили до того времени, когда не все дети знают, что такое троллейбус. И еще меньше тех представителей юного поколения, кто на таких катался.