Шумный, неповоротливый, затратный – так говорят одни. Удобный, вместительный, экологичный – возражают другие. Так получилось, что у городского электротранспорта есть как поклонники, так и противники. Однако мы не будем сегодня сталкивать лбами противоборствующие стороны, а просто поговорим об истории.
Иногда можно встретить мнение, что тверской трамвай будто бы самый старый в России, и мы вроде как даже пионеры в продвижении этого вида транспорта. Увы, это не так. Действительно, трамвай в нашем городе покатил по рельсам в 1901 году – дата заслуживает уважения. Но в той же Москве он появился еще в XIX веке, в 1899-м. И мы говорим именно об электрическом трамвае, не о конке. А вот Питер мы и вправду здесь обошли – в тогдашней столице Российской империи такой вид транспорта появился лишь в 1907-м. Впрочем, технически трамвай в Петербурге действовал с 1895 года, только есть нюанс: он был сезонным, и маршруты работали исключительно в зимний период. Вагоны катались… по скованной льдом Неве, и назывался такой трамвай, соответственно, «ледовым». Закрыли его только в 1910-м, когда уже несколько лет по городу ездил обычный «сухопутный» трамвай.
Так что нет, мы все же не первые. Формально самая старая трамвайная ветка в современной России находится в Калининграде, только открывали движение на тот момент еще в Кенигсберге Германской империи. Конка существовала там с 1881-го, а электрические вагоны побежали по рельсам в 1895-м. Но вернемся к Твери. Как уже говорилось, трамвай в нашем городе появился в 1901 году, а первый трампарк находился в Затьмачье – там, где сегодня располагается «Тверьэнерго». На карте современной Твери это улица Бебеля, а тогда она еще была 2-й Никольской. Изначально же и вовсе Желтиковской – о феномене этого названия мы подробно говорили в одном из путешествий на велохронометре.
В 1934 году трамвай «переехал» – на месте огородов в районе нынешней площади Капошвара и проезда Дарвина построили новое депо. Впоследствии оно получило №1, потому что в 1976-м в Твери появилось депо №2. Возвели его в микрорайоне Соминка, на улице Хрустальной. В те времена трамвай достиг пика своего развития. Максимальное число маршрутов достигало 18, впрочем, не всегда они действовали одновременно. А начиналось-то все с малого: самого первого маршрута от Краснослободских ворот мануфактуры Морозовых до губернской земской больницы в Ямской слободе. В том же 1901 году пустили трамвай и от Судебной площади (ныне Ленина) до железнодорожного вокзала вдоль Разгуляя и Станционного шоссе.
У тверского трамвая настолько богатая история, что в короткой заметке всего и не рассказать. Ведь ходили по нашему городу и «грузовики», и экскурсионный «старый трамвай», и единственная трехвагонная сцепка. Увы, после развала Союза этот вид транспорта, впрочем, как и троллейбус с автобусом, медленно, но верно хирел. Если бы им занимались вовремя, если бы в девяностых на него попросту не «забили», шансы оставить трамвай в городе были бы высоки. По крайней мере, всего 10 лет назад по Твери даже бегали ультрасовременные «Сити Стары» производства нашего же Вагонзавода. Вот только разгромленные пути уже не выдерживали футуристических вагонов…
Не будем о грустном. Надежда умирает последней, и, возможно, мы еще увидим возрождение тверского трамвая. А пока, если дела занесут вас на Соминку, не проходите мимо депо №2 (теперь это территория ПАТП-1). Там, за железной оградой, стоит памятником самому себе трамвайный вагон «Татра». Один из многих, что бегали по тверским рельсам долгие десятилетия.