Несколько лет назад русский интернет буквально взорвал трейлер мультфильма, где смешались былинные богатыри, роботы и жестокая расчлененка. Первое, что приходило на ум при просмотре, это забугорное слово «трэш». Ролик завирусился, его постили и пересылали друг другу все кому не лень, а отношение было от резкого неприятия до захлебывающегося восторга. Но большинство зрителей сходились во мнении: это как минимум стильно.
Что интересно, о «Киберславе» (18+) стало известно гораздо раньше – еще в 2018-м. Просто поначалу он привлек в основном гиков, довольно узкую аудиторию. Собственно, эта история и сейчас остается нишевой – смотреть эдакого «Призрака в доспехах» с древнеславянским вайбом станут не все. Это как с «Бегущим по лезвию 2049», с сеансов которого уходили зрители, ожидавшие разухабистой фантастики, а получившие глубокую философскую драму. На любителя, говоря массовым языком.
И действительно, уже первые кадры оупенинга дают вам понять, будете ли вы смотреть дальше. Кто-то дойдет до первого появления робота в стиле Boston Dynamics и, покрутив пальцем у виска, выключит сериал. Любопытные доберутся дальше – до первой жестокой мясорубки с оторванными конечностями. Это своего рода «водораздел» или, если хотите, Рубикон просмотра. Перейдете – подсядете, потому как поймете, что вам «зашло», это ваша тема.
Только не надо думать, что «Киберслав» – просто тупое рубилово, это слишком плоский подход. Если не смотреть только на обертку, вы обнаружите там море отсылок, своего рода квинтэссенцию поп-культуры в хорошем смысле этого термина. Здесь вам и «Вархаммер», и немного «Звездные войны», и с лихвой аниме девяностых вроде уже упомянутого «Призрака в доспехах». Славянское фэнтези в киберпанковской атмосфере – это тот самый аутентичный продукт, легко встраиваемый в мировую культуру, но сохраняющий самобытную «русскость». Без китча и пресловутых «ответов Чемберлену» или «наших версий». В какой-то степени «Киберслав» продолжает традиции «Кибердеревни», такой же неоднозначной, но по-своему милой и трогательной.
Безусловно, проект не идеален. Не хочу говорить о нем с придыханием – промахов тоже хватает, взять ту же «деревянную» анимацию, от которой в экшен-сценах болят глаза. Но как явление он точно знаковый. Сказки в славянском фэнтези кончились, уступив место грубой, даже в какой-то степени грязной и приземленной альтернативной реальности, нагло поправшей романтику, но при этом постыдно привлекательной. Чем-то подобным в Польше (не очень далекой от нас культурно, кто бы что ни говорил) стал в свое время «Ведьмак» пана Сапковского.
Только если решитесь на «Киберслава», готовьтесь к абсурду, жестокости и обсценной лексике. Я вас предупредил.
Сергей САВИНОВ