Прошел всего год с момента, как я делал обзор на фильм Данилы Козловского с тем же названием и на ту же тему. И вот состоялась премьера очередного отечественного взгляда на трагические события восемьдесят шестого года. Пропустить этот сериал я, разумеется, себе позволить не мог.
Странное молчание
Наверное, я никогда не устану повторять, что российские фильмы о чернобыльской катастрофе нужно было снимать задолго до выхода американской версии от HBO. По каким-то неясным причинам отечественный кинематограф много лет игнорировал эту трагедию, но потом вдруг судорожно задергался, едва на нее покусились западные продюсеры. Кто-то наверняка мне сейчас возразит, приведя в пример ленту «В субботу» Александра Миндадзе и «Аврору» Оксаны Байрак. Действительно, в этих фильмах используется чернобыльская тема, вот только рассказывают они о другом, и авария на ЧАЭС там не исследуется, выступая лишь фоном. Я уж молчу, что «Аврора», как и мини-сериал «Мотыльки», сняли в Украине, да и картина Миндадзе, откровенно говоря, тоже не до конца российская. Как, впрочем, и фильм Михаила Беликова «Распад» 1990 года, который лично я считаю незаслуженно забытым – фактически это совместная работа СССР и Соединенных Штатов.
Молчание киноделов продолжалось ровно до тех пор, пока американский телеканал, подаривший миру «Подпольную империю» и «Игру престолов», не выдал пятисерийную реконструкцию тех событий. Я намеренно употребляю именно это слово, потому что создатели того «Чернобыля» постарались максимально точно показать атмосферу позднего СССР. И у них это получилось, несмотря на отдельные фактические неточности и откровенную «клюкву» вроде эпизода с визитом министра Щадова на угольную шахту в Тульской области. Поразительно, но сериал смотрели запоем даже те, кто изначально относился к нему с большим скепсисом. А самый большой парадокс оказался в том, что интерес к чернобыльской катастрофе и подвигу советского народа возродили американцы – и этот провал нужно было срочно исправить.
Фактически сразу после выхода версии HBO в нашей стране начали готовить ответ, вернее сразу два – полнометражный кинофильм с Данилой Козловским и сериал с Игорем Петренко. И трейлер последнего, я это хорошо помню, вызвал столько гнева в сети, что оперативно был удален, и найти его уже не представлялось возможным. Казалось, проект умер, еще не родившись, однако спустя несколько лет тишины российский «Чернобыль» все-таки вышел на одной из отечественных стриминговых платформ.
Догнать и перегнать
Неоднозначная реакция зрителей и критиков вполне объяснима – в сериале Алексея Мурадова центральной темой становятся не столько авария на станции, сколько шпионские игры. Еще накануне той самой ночи, которая разделила жизни миллионов людей на до и после, в советскую Припять прибывает агент ЦРУ Альберт Ленц, а один из работников ЧАЭС по фамилии Самсонов оказывается предателем. На четвертом энергоблоке происходит взрыв, и сотрудники КГБ подозревают диверсию…
Сразу стоит отметить, что такая версия причин катастрофы действительно существует – как одна из многих и при этом не самая популярная. Действительно, советский атом считался по-настоящему мирным, и взрыв на АЭС стал шоком. Более того, именно события апреля 1986-го во многом считаются ударом, который в итоге свалил СССР наряду с афганской войной и гонкой вооружений. Во всяком случае, с экономической точки зрения это вполне справедливо – ликвидация последствий аварии потребовала многомиллионных вливаний, огромных ресурсов техники и человеческих резервов. И если бы СССР не был сверхдержавой, кто знает, чем бы все в итоге закончилось. Потому-то многим и не дает покоя то самое предположение, будто взрыв на ЧАЭС произошел не из-за технического сбоя или ошибки персонала, а в результате злонамеренного акта западных спецслужб.
Вот только шпионская истерия оказалась, мягко говоря, не самым популярным сюжетным ходом. Повторюсь, как отдельная версия произошедшего она имеет право на существование, но в контексте этой гигантской трагедии выглядит перекладыванием с больной головы на здоровую. Ведь недостатки конструкции реактора РБМК-1000 первого поколения были признаны строгим советским Госатомнадзором и МАГАТЭ, а это, в свою очередь, говорит о многом. Более того, значительную роль в тяжести последствий сыграло замалчивание масштабов аварии в первые дни.
Но не будем вдаваться в такие подробности, а вернемся к сериалу. К конспирологической теории с диверсией ЦРУ зрителя готовят с самого начала – показательной беседой контрразведчика Андрея Николаева с физиком-ядерщиком, который самоуверенно и со смехом говорит о невозможности взрыва на атомной станции. Далее на протяжении почти всего первого эпизода происходит нагнетание атмосферы разговорами о безопасности, подчеркнутой чистотой природы и, конечно же, пролетающим аистом – в этом сериале он одновременно выступает символом беззащитности жизни и ее зарождения, когда становится известно о беременности жены главного героя.
Pro и Contra
Основных сюжетных линий в «Чернобыле» три – противостояние спецслужб, сама авария, от момента начала до ликвидации последствий, и семейные перипетии подполковника Николаева. Советская атмосфера воссоздана довольно неплохо, предметы быта и повседневные сценки вроде дворовых игр смотрятся уместно, а в речи персонажей нет явных анахронизмов. Но без пренебрежения к деталям, увы, не обошлось. Уже в первом эпизоде на заднем плане проезжает автомобиль с явно современным кузовом, а пролетающий на фоне горящей станции вертолет нарисован настолько убого, что вызывает ассоциации с компьютерными играми начала века.
В то же самое время создатели сериала не стали заменять реальных людей вроде Акимова, Брюханова и Щербины их выдуманными аналогами, как это было в фильме Козловского. И тот же Анатолий Степанович Дятлов, демонизированный в версии HBO, показан здесь абсолютно адекватным человеком. За это съемочной группе, пожалуй, можно поставить отдельный плюс, что не стали топтаться на могиле оболганного человека.
Да и в целом я к своему собственному удивлению готов признать, что сериал далеко не так плох, как о нем говорят. На мой взгляд, во многом заниженные ожидания связаны именно с тем, что создатели «российского ответа HBO» заявили о его создании параллельно с показом версии от Крейга Мазина и Йохана Ренка. А еще, конечно же, из-за спекуляции на антиамериканских настроениях. Но сразу хочу подчеркнуть: «не так уж плох» – это вовсе не означает автоматически, что он хорош. Как минимум он вторичен, использует спорную версию событий и небрежно снят с точки зрения качества.
Еще одним существенным минусом российского «Чернобыля» можно назвать сложность его восприятия неподготовленным зрителем. Человек, который решит посмотреть его при минимальном наборе знаний об аварии, не поймет, кто такие Анатолий Дятлов, Борис Щербина или тот же Василий Игнатенко. Я уже не говорю о деталях вроде ядерного загара и других видах воздействия радиации. Если где-то важные для понимания сюжета вещи все-таки объясняются, то в других местах они подаются как есть и без знания зрителем матчасти просто уходят в пустоту.
Что же касается актерской игры, то ее здесь не так много – когда, к примеру, Александр Ильин-старший вытягивает свои короткие сцены исключительно харизмой, Надежда Михалкова на одной из основных ролей жены главного героя не годится ему даже в подметки. Сам Игорь Петренко в образе подполковника контрразведки явно на своем месте, это его привычное амплуа, где не нужно особо стараться. Пожалуй, Ильин-младший в роли его напарника смотрится даже более ярко. Примечательно, что лучше многих взрослых играет юная Виталия Корниенко, которой всего 11 лет. С учетом количества отыгранных ею к этому возрасту ролей, лично на мой взгляд, эту маленькую актрису ждет очень большое будущее. И отдельно я бы еще, пожалуй, выделил Елену Яковлеву, которая в «Чернобыле» у вас точно не будет ассоциироваться с ее же ролью Каменской в одноименном сериале.
Окончательный вердикт, если коротко, будет таким: неплохо, однако вторично и слишком запоздало. Смотреть исключительно по желанию, не воспринимая версию с ЦРУ как основную.
Сергей САВИНОВ