«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей
аргентинские страсти
  • 16-летняя девушка ушла из общежития в Твери и пропала
  • 84 новых случая коронавируса подтвердили за сутки в Тверской области
  • Водитель утонул вместе с машиной в канаве под Тверью
  • В Тверской области погиб водитель квадроцикла, протаранивший дерево
  • Пламя объяло кладбище в Тверской области
  • Два человека погибли в страшном ДТП под Тверью
  • Родителей жестоко избитого в Твери парня «атакует» семья нападавших
  • В Твери начинается суд по делу о заказном убийстве москвича
  • Ботанический сад Твери показал своего утреннего трубача
  • Жителей Твери поставили перед выбором: адская жара или холодная вода

«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей

09:23

24 марта 2021

1152

«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей
Источник: kinopoisk.ru

В этот четверг, 25 марта, на одном из отечественных стриминговых сервисов выходит второй эпизод мини-сериала «Чикатило». Премьера состоялась на прошлой неделе, сразу же вызвав неоднозначную реакцию зрителей и кинокритиков. Если коротко – у режиссера Сарика Андреасяна получился очередной спорный продукт.

Отечественные киноделы активно взялись за стриминговые проекты, вдохновившись примерами западных HBO с «Игрой престолов» и Netflix с «Ведьмаком». В интернете можно себе позволить чуть больше, нежели в телеэфире, а потому зрителя в попытке заинтересовать сознательно погружают в депрессивную «чернуху» и всеми силами бьют по нервам жестоким натурализмом. И добиваются своего, ведь общественную реакцию можно коротко выразить цитатой из фильма «Кин-дза-дза!»: «Народу нравится». А с учетом того, что основа для шок-контента берется из отечественных реалий, эффект достигается максимальный – зритель истосковался по родным пенатам, пресытившись качественно отснятыми, но все же чуждыми нашему менталитету западными сериалами. Вот почему расширенная интернет-версия «Перевала Дятлова» оказалась успешной, а тот же «Чикатило» при всей его неоднозначности как минимум вызывает осторожный интерес.

«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей
Источник: kinopoisk.ru

Восьмидесятые годы, ставшие закатом СССР, ознаменовались целым рядом мрачных событий и общим социальным напряжением. Афганская война, взрыв на Чернобыльской АЭС, катастрофы с огромным числом жертв и серийные убийцы – вот они, жестокие приметы времени. Страна, достигшая пика своего могущества, параллельно уже начала деградировать, не справляясь с внутренними противоречиями. На этом фоне преступления «Бешеного зверя», как прозвали самого известного маньяка Советского Союза, были и по-прежнему остаются особенно болезненными. Вот почему в начальных титрах создатели сериала сообщают, что имена жертв пришлось изменить по этическим соображениям.

Душная и мрачная атмосфера премьерного эпизода активно нагнетается уже с первых кадров – затемненными фильтрами и холодным тревожным эмбиентом в качестве аудиоряда. И сразу же создатели «Чикатило» наносят неподготовленному зрителю удар в виде отвратительной сцены с участием вокзальной проститутки и главного антагониста. Конкретику оставлю за скобками.

А вот дальше, когда зритель ждет раскручивания сюжета, в сериале начинаются излюбленные нашими киноделами прыжки во времени. Рваные эпизоды с плашками титров «за год до этого» и «неделей ранее» вызывают лишь раздражение, мешая воспринимать происходящее на экране. Но, пожалуй, самым сильным разочарованием можно назвать Дмитрия Нагиева, лицо которого нам не показывают аж до самого конца первого эпизода. Сразу оговорюсь: я считаю его превосходным актером, и свою роль он отлично отыгрывает, даже будучи повернутым в кадре спиной к зрителю. Вот только хорошо знакомый по комедийному амплуа голос моментально переводит трагическую линию сюжета в фарс. На ум приходит «Физрук», «Кухня» и даже «Осторожно, модерн!» – со времен невзоровского «Чистилища» драматических ролей у Нагиева было немного, и это не пошло на пользу ни самому актеру, ни сериалу.

«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей
Источник: kinopoisk.ru

Обидно и за спущенный вхолостую потенциал, заложенный в историю реального Чикатило самим временем. На экране мы видим лишь условные восьмидесятые, о которых говорят разве что двадцать четвертые «Волги», советская форма милиционеров и мужская мода на усы щеточкой. Даже рыночные торговые ряды не сильно отличаются от расположенных еще несколько лет назад в Твери на бульваре Шмидта. Сцена в очереди у ларька, когда обыватели взахлеб обсуждают теории о «диверсантах из-за бугра» и «гипнотизерах», выглядит донельзя наивной и даже фальшивой. А диалог милиционера и бабки, торгующей семечками на вокзале, и вовсе производит впечатление пробных дублей на кинопробах. Актеры старательно произносят свои реплики, картинно сплевывая шелуху подсолнечника, и чересчур натужно «гэкают» по-южнорусски.

При этом нет ощущения очередного витка холодной войны, не пахнет Афганом и общей тревожностью после длительной эпохи застоя. С таким же успехом Андреасян мог снять сериал про любого выдуманного маньяка в духе «Метода» и поместить действие в наше время. Ничего бы от этого сильно не поменялось.

«Савинов про кино»: «Чикатило» – сериал упущенных возможностей
Источник: kinopoisk.ru

Неубедительно выглядят и персонажи-протагонисты – что столичные сыщики во главе с полковником Кесаевым, что ростовские стражи порядка. А капитан Витвицкий, ведущий себя как типичный очкарик в старшей школе, вряд ли бы остался такой размазней, служа в советской милиции. Сплошной ходячий набор штампов – рассеянный, сыплет терминами даже там, где этого не требуется, постоянно поправляет очки, не соблюдает субординацию и предпочитает, чтобы даже девушки называли его по имени-отчеству. Химии между москвичами нет, еще один сыщик в команде пытается быть эдаким грубым рубахой-парнем, подкалывая Витвицкого, но уверяю, что вы даже не запомните, как его зовут. Всю драму вывозит на себе разве что Константин Лавроненко, играющий полковника Кесаева.

Как показывает практика, мало показать на экране обнаженное тело и расчлененку, нужно еще и внятно рассказать историю, заставить зрителя сопереживать. «Чикатило» Андреасяна с этой задачей не справился. И вряд ли что-то изменится в очередных эпизодах.

Сергей САВИНОВ

2

Материалы по теме

Похожие записи

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: