В 2020-м году все мы проснулись в новой реальности. То, что раньше было знакомо только по фантастическим книгам и фильмам, пришло в нашу жизнь. Нагло и бесцеремонно прошлось по городам и селам, заглянуло практически в каждый дом, и не было ему, казалось, ни конца, ни края.
Речь про COVID-19, он же просто ковид или в просторечии «корона». Это сейчас мы перестали его бояться и не следим за появлением новых штаммов. Но всего несколько лет назад многие всерьез думали, что дело идет к такой пандемии, как это принято изображать в кино. Мы выучили новые слова: «локдаун», «ПЦР-тест», «антиваксер». Мы следили за числом заболевших по регионам России и странам мира.
Особенно жутко было в первые дни, когда еще даже врачи не понимали, с чем столкнулись. Пустые улицы, закрытые кафе и спортивные клубы, переполненные больницы и бесконечные репортажи с людьми в бело-синих защитных комбинезонах. Теперь это стало историей, и о ковиде снимают не только документалки, но и художественные фильмы. И тем интересней, что на экраны вышла отечественная картина о пришествии коронавируса.
«Дыхание» Романа Каримова рассказывает именно о тех первых днях, когда человечество всерьез задумалось о своем будущем. Ковид шагает по планете, а в России уже сметают с витрин гречку под звуки сирен «скорой помощи». Бывший хирург, а теперь бизнесмен Виктор Лихачев возвращается на Родину из Китая, где он и его партнеры заключили невероятно выгодную сделку – речь о поставках аппаратов ИВЛ. Все в духе времени. В самолете, между тем, кому-то становится плохо, стюардессы зовут врача, но Виктор спокойно сидит в своем кресле – он уже давно вне игры, и его это не касается. Он – «недоктор».
Однако все меняется, когда в больницу с подозрением на «корону» попадает его мать. События несутся галопом, и вот уже периметр медучреждения патрулируется «Росгвардией», а пациенты с врачами оказываются в карантине. Виктору тоже деваться некуда, и он, оставшись в больнице, помогает персоналу достойно встретить пандемию. Поначалу «недоктор» делает это ради спасения матери, но вскоре замечает, что просто находится на своем месте. Что он действительно нужен людям, по-настоящему, без всяких оговорок. Ассистирует на операциях, организует пациентов на обустройство инфекционного отделения, тушит неожиданно возникший пожар. И в то время, как главный врач самоустраняется, Виктор помогает подхватившей упавшее знамя коллеге организовать бесперебойную работу больницы в условиях карантина.
Атмосфера ковидной суеты передана в фильме вполне достоверно. И главная ее составляющая – это страх. Перед неизвестностью, когда одних ломает, как главврача Хаута, а других раскрывает с лучшей стороны – как бывшего сидельца Осипенко. Перед наказанием, как поначалу это происходит с Лихачевым, когда он отказывается оперировать без лицензии. И абсолютно иррациональный, необъяснимый страх рассказать правду, который губит в итоге пожилую медсестру, скрывающую от всех свое самочувствие.
Персонал валится с ног от усталости, хирурги теряют сознание прямо во время операции, гибнут пациенты – страшные реалии той эпохи, так или иначе, затронуты в фильме. При этом больница, где развивается действие, словно бы существует вне времени. С одной стороны, нам показывают самое начало пандемии. С другой же – число заболевших из новостей на фоне уже зашкаливает за несколько тысяч. При этом Михаил, друг Виктора, спокойно курсирует по Москве от дома к любовнице и затем до квартиры его матери, чтобы покормить оставшегося в одиночестве кота. Он же потом преспокойно заходит в цветочный магазин, где продавщица без маски помогает ему выбрать букет. И возникает резонный вопрос: где же локдаун? Где паника в магазинах, когда внезапно закашлявший человек заставляет всех разом отскакивать в сторону?
Увы, неплохо передав те события глазами врачей, создатели «Дыхания» словно бы проигнорировали жизнь вне больничных стен. Любое действие по другую сторону переносит зрителя в обычную доковидную реальность. Ту, где почему-то нет масок и социальной дистанции, где в обычном режиме работают магазины, а о пандемии напоминают лишь телевизионные новости. К сожалению, это нельзя назвать мелким недочетом или условностью. Нет, это ужасная недоработка. Особенно с учетом того, что фильм посвящен медикам и их подвигу как раз-таки в условиях тотального страха. Если бы на это не наплевали, «Дыхание» стало бы прекрасной работой. А так, к сожалению, ее стоит назвать всего лишь хорошей.
Однако во многом ошибки и недочеты фильма можно простить благодаря идее. И еще, конечно же, хорошей игре актеров – Ирины Горбачевой, у которой уже есть за плечами роль медика в «Аритмии», Антона Батырева, воплотившего главного героя, и Дмитрия Павленко, удачно вписавшегося в образ картавого сидельца. Того самого, который из незадачливого пациента постепенно становится чуть ли не другом «недоктору» Лихачеву.
Тем не менее, я все же беру на себя смелость рекомендовать этот фильм к просмотру. Как попытка отдать дань уважения докторам и медсестрам он вышел вполне достойным. И если закрыть глаза на некоторые неточности, то сама история получилась по-настоящему трогательной и динамичной. Пусть и местами наивной.
Быть может, это просто мы стали циниками?
Сергей САВИНОВ