Тверской митрополит Амвросий: как Церкви быть понятной большинству людей

11:20

06 сентября 2024

1908

Тверской митрополит Амвросий: есть ли Богу дело до наших земных забот

Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские —  всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз речь шла о том, почему дети не хотят ходить в церковь. Сегодня поговорим о том, как Церкви быть понятной большинству людей? Читатель спрашивает:

Как Церкви быть сегодня понятной большинству? Или это не требуется?

Отвечает митрополит Амвросий:

Ответ на этот вопрос не столь очевиден, как может показаться. С одной стороны, в Евангелии мы видим Христа все время говорящим притчами и почти никогда напрямую, “понятно”. С другой стороны, Его ближайшими учениками были простые рыбаки, и за Ним ходили толпы людей, и хотя некоторые притчи оказывались не вполне понятными, большинство притч все же рассказывались на языке слушателей, порой теперь непонятном нам, ведь мало кто из нас живет на Ближнем Востоке, занимается земледелием, животноводством или рыболовством, и это не говоря о том, что с тех пор прошло более 2000 лет и много что изменилось даже в том регионе, даже в этих областях человеческой деятельности. 

Можем обратиться к Евангелию и вспомним слова Христа, Который не делал акцента на многочисленности, обращаясь к членам Своей Церкви, говоря: “Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12: 32). Но вместе с тем вспомним и другие Его слова о необходимости проповедовать как можно большему количеству людей: “идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению” (Мк. 16: 15). Церковь не гонится за процентами и статистикой. У нее нет планов пятилеток, ведь Христос Сам обещал дать Свое Царство совсем немногим. Но она призвана нести благую весть всем людям и поэтому поиск достойного образа проповеди  Евангелия — это процесс постоянный, непрерывный, творческий и непростой.

Возвращаясь же к изначальному вопросу, можно сказать, что перед Церковью в ее проповеди всегда стоит двойная и несколько противоречивая задача — искать и нести Истину во всей ее полноте, ничего не упуская из виду, и вместе с тем быть понимаемой людьми. Баланс между двумя этими сторонами порой трудно найти. И вместе с тем найти его необходимо. Точнее его необходимо находить постоянно и всякий раз вступая в пространство проповеди. Поэтому для проповедника очень важно быть лично и глубоко погруженным в многовековую Традицию Церкви с одной стороны, и знать язык мира сего, язык повседневности окружающих людей — с другой. Здесь, увы, нет универсального ответ на вопрос как это возможно сделать, поскольку каждая ситуация уникальна, но это безусловно необходимо. 

+2

Материалы по теме

Из этой же рубрики