Возрастные кризисы: «Мысли вслух» со Светланой Дутта

17:04

18 сентября 2020

7667

Возрастные кризисы: "Мысли вслух" со Светланой Дутта

ТОП Тверь запускает постоянную рубрику, в которой тверской психолог и наш большой друг Светлана Дутта будет рассуждать на интересные и важные для каждого из нас темы. Мы назвали рубрику «Мысли вслух». Это не только про мысли Светланы Владимировны, но и про наши с вами мысли, которые часто не произносятся вслух, хотя требуют этого. Психологи утверждают, что проговаривать свои мысли — очень важно.

Сегодня мы поговорим о возрастных кризисах человека. Что же это такое? Правда или вымысел, миф или реальность. Как часто мы чувствуем на себе свой собственный кризис или кризис другого человека? Попробуем разобраться: от кризиса больше пользы или больше вреда. Можно ли избежать кризисов и нужно ли это делать?

Кризис – это процесс, это — состояние, когда, то что было раньше уже не представляется возможным, себя каким-то образом уже изжило, и в той внутренней ситуации которая была раньше, находиться дальше просто невозможно: будь то отношения или развитие ребенка, или развитие государства. Таким образом, кризис — это не хорошо и не плохо, это просто необходимое состояние, которое знаменует собой переход к чему-то качественно иному. А вот как будут проходить эти кризисы, насколько они идут гладко или болезненно, уже во многом зависит от окружения ребенка, пока он маленький, и от самого человека, когда он уже взрослый.

Первый кризис, самый ранний с которым встречается человек в своей жизни – это кризис новорожденности

Когда ребенок появляется на свет, он абсолютно беспомощный. К сожалению или к счастью, этот период очень быстро заканчивается, некоторые мамы даже не успевают им насладиться. А некоторые, наоборот, говорят, что период новорожденности самый сложный, потому что мама с ребенком еще не знакомы, ребенок еще не может давать обратной связи, а просто лежит или плачет. Как же понять, что этот кризис новорожденности закончился? Есть три критерия: медицинский, физиологический и психологический. Психологическим критерием окончания периода новорожденности является первая социальная улыбка ребенка, первая социальная ситуация, когда он улыбается маме в ответ. Улыбка не рефлекторная, а именно социальная — он рад видеть человеческое лицо, он рад человеческому присутствию, вот это означает, что первый кризис завершен.

Младенец переходит из состояния новорожденности в состояние младенчества, то есть он еще какое-то время будет оставаться младенцем. Во французском психоанализе есть слово, которое обозначает младенца (enfant) до той поры, пока малыш еще не умеет разговаривать. Пока он не может выразить то, что с ним происходит. Примерно к году внутренняя ситуация ребенка меняется таким образом, что он больше не может лежать неподвижно. Он уже давно не может даже просто сидеть. Сначала он учится ползать, сидеть, потом вставать на ножки, потом ходить с поддержкой, потом ходить без поддержки. И вот в этот первый год он много чего уже смог, но он больше не может оставаться в этой ситуации ему нужно развиваться дальше, и он говорит маме: «Мама я пошел», и все мамы по-разному на это реагируют. Какая-то мама скажет: «Иди, иди деточка, ничего не бойся я буду рядом, я тебя в нужный момент поддержу», а какая-то скажет: «Ну-ка не ходи туда, там очень опасно, туда нельзя, сюда нельзя», а третья скажет: «Зачем ты вообще от меня ушел, я же тебе говорила от меня не отходить». И вот от того, как реагируют взрослые на первые шаги, вот так он будет идти по жизни: легко или трудно, с опаской или с боязнью, или, наоборот, с интересом и любопытством. Поэтому, конечно, осторожность должна быть, но позвольте детям больше свободы, — им так интересно познавать мир.

Следующий кризис-это кризис 3-х лет

когда ребенок вдруг обнаруживает, что он много чего уже может делать сам и — это правда. Он говорит: «Я сам, мама плохая, папа плохой, все отошли, я буду все делать сам». Так проявляется кризис 3-х лет — ребенок просто пробует отделиться. И здесь взрослые могут ему помочь, сделать это правильно, потому что это способствует развитию малыша. Как же правильно реагировать на такой кризис? Сказать, что ты, действительно, уже гораздо более самостоятелен. Но если я тебе все еще буду нужна, я всегда тебе помогу.

Дальше у нас следует кризис семи лет

Это возраст, когда ребенок идет в школу. И надо сказать, что из всех кризисов в преддверии подросткового возраста, это — самое тихое время, самый тихий период и самый спокойный из всех кризисов, и возрастные психологи говорят о том, что есть два признака, что этот кризис состоялся. Первое – «синдром горькой конфеты», второе – потеря непосредственности. Что же это означает? Это означает, что до семи лет ребенок еще не всегда понимает, что можно говорить на людях, а чего  нельзя. Детская непосредственность уходит, и к семи годам он научается скрывать то, что он думает. Интеллектуальная функция уже позволяет думать над тем, что он делает и с кем он как поступает. «Синдром горькой конфеты» – это синдром того, что ребенок больше не признается в своих чувствах.

Откуда пошло это название? Был такой эксперимент, который психологи проводили с детьми. Детям раздавали горькие конфеты, и маленькие дети со словами: «Фу, какая горькая конфета» ее выплевывали. А ребенок-семилетка, когда ему авторитетный взрослый, давал ту самую горькую конфету, понимал, что она горькая, ощущал это на вкус, но он делал над собой усилие и съедал эту конфету. То есть он уже не показывал, как ему горько и как ему невкусно. Конфета в данном случае — это метафора на чувства ребенка, он уже умеет скрывать, когда ему горько.

Следующий кризис – это кризис подростковый

Самый буйный период жизни человека, тяжелый, но естественный. И в это время чаще всего родители допускают ошибки, начиная подавлять это восстание, подавляя своим взрослым авторитетом проявляющуюся «свободу» ребенка. В таком случае подростковые тенденции могут либо быть задавлены, либо будут вопреки расцветать еще более буйным цветом. У подросткового кризиса есть две проблемы: у некоторых уже взрослых людей подростковый возраст так и не начался, а у некоторых людей он так и не закончился. Подростковый возраст является решающим для того, как дальше будет строиться жизнь человека.

Следующий кризис, как таковым кризисом не является, но является сложным периодом самоопределения.

Сначала ему предшествует самоопределение по учебе, идет ли молодой человек или девушка после школы учиться, идет ли в ВУЗ или в колледж или идет работать. Примерно в 20 лет подростковый возраст заканчивается, надо подростку определится дальше, как он будет жить, подошла ли профессия, которую он выбрал, нравится ли ему учиться. То есть, в этом возрасте человек впервые серьезно задумывается насколько он выбрал правильный для себя вариант жизненного пути.

А вот дальше идет кризис 30 лет

Когда у человека уже есть первые достижения или, напротив, их нет, но он видит их у других, то начинаются первые переживания на этот счет. Он начинает себя сравнивать, переживать по поводу карьеры, брака, детей, жилья и так далее. Как я вообще хочу жить, а устраивает ли меня то, что я сейчас имею, а чего я хочу дальше. Как правило, у многих в этом возрасте уже есть семьи, и уже понятны какие-то результаты их совместной жизни: насколько это браки удачные, насколько партнерам комфортно друг с другом.

Наиболее известный после подросткового кризис – «середины жизни» или 40 лет

А некоторые еще говорят «седина в бороду — бес в ребро». Человек начинает чувствовать, что молодость уходит. Мужчина может сталкиваться с первой волной импотенции. Женщина чувствует, что она теряет свою молодость, свою красоту, время уходит, уходит период фертильности. Фертильность – это физиологическая возможность иметь детей. Многие мужчины, чувствуя неумолимый ход времени, начинают искать отношений на стороне, либо засматриваться на более молодых женщин, для того, чтобы каким-то образом укрепляться в своем мужском потенциале. Женщины зачастую хотят успеть родить еще одного ребенка или вообще родить ребенка, если детей не было. И вот таким образом человек может чувствовать на себе влияние кризиса 40 лет или как его еще называют «кризис середины жизни».

На этом основные кризисы заканчиваются, и дальше по мере того, как человек начинает входить в более преклонный возраст, он сталкивается с особенностями принятия своего тела, возникают внутренние сложности и переживания с принятием физиологии и психических изменений. Во многом, это уже время «собирать урожай» и получать результаты. Что прожито, как прожито: человек начинает подводить итоги и вообще думать о том, как и что получилось в этой жизни, в том числе, что было сделано с удовольствием, а что не удалось. Это очень долгий период. Я не говорю о том, что в сорок лет наступает старость. Есть множество людей, которые до глубины жизни до 80-90 лет сохраняют активность. Но я просто говорю о том, что человек ступает на прямую, где он подводит итоги, и то, как пройдет возраст после 50, 60, 70 лет во многом зависит от того, как проходили все предыдущие лета или все предыдущие кризисы.

Друзья, я Вам желаю здоровья, счастья и поменьше внутренних кризисов. Но те естественные кризисы, которые предполагаются природой, нашей психикой — преодолевайте, будьте в них и развивайтесь!

 

+3

Материалы по теме

Из этой же рубрики