В прошлый раз ТОП Тверь рассказал, с какими книгами будет нескучно осенним вечером. Но бывает, что читать лень. Тогда предлагаем запастись витаминным чаем и посмотреть вечером после работы «осеннее» кино. Подготовили для вас небольшую подборку. Какие-то фильмы помогут преодолеть осеннюю хандру. Некоторые, правда, могут ее усугубить, но всегда можно заесть ее вкусными конфетами.
«Осень» режиссера Андрея Смирнова (1974).
Фильм с простейшим названием и весьма непростой судьбой. Некоторые сцены показались киношному начальству слишком откровенными, так что картину выпустили только третьим экраном, то есть показывали его мало и в небольших залах.
Поздней осенью в северную деревню приезжают на неделю отдохнуть мужчина и женщина из Ленинграда. Илья — врач, чуть за 30 лет, женат, однако его брак несчастлив и находится на грани распада. Саше около 30 лет, она тоже была замужем, но развелась. Они знали друг друга с детства и даже могли пожениться, однако в свое время это не сложилось. Встретившись снова после многих лет, они поняли, что чувство между ними вспыхнуло с новой силой.
Что дальше? Смотрите кино. Отдельный приятный бонус — великие стихи Пастернака, прочитанные в пивной:
«Отпуск в сентябре» режиссера Виталия Мельникова (1979).
Кино, где главные роли играют Олег Даль, Ирина Купченко, Юрий Борисов и Евгений Леонов, плохим быть не может. Тем более если снято оно по великой пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». И снято не кем-нибудь, а Виталием Мельниковым — режиссером «Начальника Чукотки», «Старшего сына» и других замечательных фильмов.
Конец 1970-х, самый пик «застоя». У молодого инженера Виктора Зилова, кажется, есть все — новая квартира, красавица-жена, здоровье, друзья, вереница возлюбленных. Нет только желания жить. Герой переживает мучительный кризис, и единственное, чего он по-настоящему хочет, — вырваться из этих четырех стен и поехать на утиную охоту. Уток в фильме не будет. Но ружье почти выстрелит.
«Осенняя соната» режиссера Ингмара Бергмана (1978).
Относительно поздняя камерная семейная драма шведского классика. Может быть, не самый великий его фильм, но очень тонко показывающий отношения «мать — дочь».
Мать (Ингрид Бергман, ставшая звездой еще в 1940-е после ролей у Хичкока и Кьюкора) — всемирно известная пианистка, дочь (Лив Ульман, одна из любимых актрис Бергмана 1960-1970-х и мать его дочери Линн) — жена сельского пастора, потерявшая ребенка. Они не виделись семь лет и теперь должны многое сказать друг другу. Хотя бы попытаться. Они выясняют отношения, раскрывая перед зрителем свою прожитую жизнь.
«Осенний марафон» режиссера Георгия Данелии (1979).
Эту советскую трагикомедию многие наверняка видели не раз, но пересмотреть точно не помешает. Грустная история о человеке, который пытается вести двойную жизнь, не может разобраться в отношениях с женой и любовницей, врет, ведет себя нелепо и все больше загоняет себя в угол.
При этом запутавшегося в женщинах переводчика Бузыкина жалко. Как и всех у Данелии. Такой уж это режиссер — никого не бичует и не проклинает. Просто показывает жизнь такой, как она есть, со своей неподражаемой иронией и тонким юмором. Чего стоит хотя бы выпивка на кухне в компании Басилашвили, Леонова и Кухинке:
«Сказка сказок» режиссера Юрия Норштейна (1979).
Единственный в нашей подборке мультфильм. Единственный шедевр, где в названии нет ничего осеннего. Но осень чувствуется практически в каждом кадре. В яблоке под дождем. В яростном ветре 1941-го. В бесконечно печальных глазах Волчка и поразительно красивой музыке. А жанр… Трудно сказать, какой жанр — мультфильм-размышление о детстве, смене поколений, искусстве, любви.
«Легенды осени» режиссера Эдварда Цвика (1994).
Отдохнем от бесспорных шедевров и посмотрим на молодого и красивого Брэда Питта. А заодно на сэра Энтони Хопкинса. Не великое кино, но, кажется, неплохое. Больше похоже на мелодраму, но стремится быть эпической исторической драмой. Под чай с лимоном пойдет.
В штате Монтана живет отставной полковник с женой и тремя сыновьями. На службе он участвовал в геноциде индейцев. Но, поняв несправедливость происходящего, оставил службу и с семьей поселился вдали от цивилизации. Дальше в этом неспешном фильме будут война, любовь, много слез и даже рукопашная схватка с медведем.
«Сады осенью» режиссера Отара Иоселиани (2006).
Уволенный министр катается на роликах и варит самогон. Корифей французского кино Мишель Пикколи играет маму героя, а в сквере собирается тайная вечеря из женщин подшофе. Нет, это не поздний Бунюэль, а Отар Иоселиани. Странное, раздражающее, притягательное и очень талантливое кино. Пересказывать его трудно. Несмотря на отчетливый привкус сюрреализма и абсурда, кино скорее проходит по ведомству лирической комедии.
«Сладкий ноябрь» режиссера Пэта О’Коннора (2001).
Закончим чем-нибудь более «лайтовым». «Сладкий ноябрь», конечно, не такой уж развеселый фильм, тем более в свое время провалился. Зато главные роли там играют Киану Ривз и Шарлиз Терон.
Нельсон Мосс — типичный бизнесмен, рекламный агент, который жертвует личной жизнью ради карьеры. Он встречает Сару, которая вырывает его из однообразного карьерного потока, показывая ему жизнь и то, как ей нужно радоваться. С каждым днем ноября, который они проводят вместе, Нельсон все больше влюбляется в девушку.