Портал «ТОП Тверь» продолжает проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
И у нас сегодня разговор о Пасхе. Праздник Воскресения Христова — главный в Православной Церкви. О нем написаны тысячи книг, но вопросы остаются. Главный из них для простого человека: почему смерть Христа и его воскресение – это новая страница жизни человечества?
Для того, чтобы рассказать о новой странице для человечества, стоит оговориться, что означала старая страница. Ведь мы, люди Нового Завета, с трудом понимаем, как жили, о чем молились, чего боялись и к чему стремились те, кто жил до Христа. Если сегодня для верующего христианина вера в бессмертие, в жизнь после смерти, в воскресение в теле вместе со всеми людьми в судный день — нормальное мировоззрение, то для человечества до Христа, даже для людей верующих в Единого Бога, нормальным было считать, что человек живет для того, чтобы умереть, а после смерти — попасть в такое место, где нет ничего, где нет жизни, где томятся души. Само осознание того, что жизнь имеет смысл только до смерти — серьезно влияет на то, как человек ощущает себя, как ведет себя при жизни, как вообще живет. Не говоря уже о нравственных мотивах тех или иных поступков, жить с ожиданием того, что однажды умрешь — а после этого ничего уже не будет, для человека верующего — достаточно печально.
Но Христос, воплотившийся Бог, пришел в мир, чтобы изменить это, поскольку такая жизнь — не то, чего хотел Бог. Он воскрес из мертвых, придал человеческому телу божественные свойства и возможности. Неслучайно Воскресение Христово называется Пасхой. Пасха до Христа — это еврейский праздник исхода, когда иудеи вспоминают, как Моисей вывел народ свой из египетского рабства. Что такое рабство? Помимо несвободы, тяжкого труда и лишений это такое состояние, когда человек понимает, что хорошо уже не будет никогда. Тяжести, лишение, голод и болезни не влекут никакого доброго финала. У трагедии нет никакого разрешения. Поэтому избавление от египетского рабства сегодня — главный праздник у иудеев. Это действительно великое избавление: быть несвободным, узником, обреченным на пожизненную боль — но вдруг освободиться.
Наша Пасха — это избавление от рабства смерти. Ведь что такое смерть? Это крайняя степень несвободы: мало кто хочет уйти из жизни по своей воле. Мы хотим жить. Но человечество до Христа, от раба до императора, жило с твердым осознанием того, что хорошо не будет никогда, потому что однажды каждого из нас ожидает смерть, которая, будучи сама по себе вещью малоприятной, ко всему еще и завершает и лишает смысла всю жизнь. Но воскрес Христос и обещал всем нам воскресение и жизнь вечную. Мы в это верим. Поэтому знаем твердо, что хорошо нам сегодня или плохо, впереди нас ждет еще великое приключение.