Портал «ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Сегодня мы говорим о том, зачем исповедоваться священнику, если можно каяться в грехах перед Богом без посредников?
Для начала, наверное, стоит сказать, что идея о том, что священник является посредником между Богом и человеком, это не христианская идея в принципе, ведь, как пишет апостол Павел: “един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус” (1 Тим. 2:5). Ни в каких других посредниках мы не нуждаемся, Бог уже стал человеком, уже разделил нашу жизнь, уже дал нам возможность быть в единстве с Ним.
Мы всегда и во всем можем и должны обращаться к Богу напрямую, поскольку Он наш Отец, Он Тот, Кто всегда о нас заботится, даже если нам и кажется иначе. Исповедь, как и прочие Таинства, совершаемые священнослужителями, не есть акт посредничества, но всегда совместный акт Бога и общины, в которой у каждого есть свое место и свое служение. Можно, конечно, отметить, что в исповеди перед священником есть педагогический момент, когда можно получить совет, как действовать, чтобы не впадать в какие-то грехи, но это возможно и вне исповеди, и не обязательно со стороны священнослужителя, добрый совет можно получить от любого опытного христианина, старающегося жить по заповедям.
Поэтому обратим внимание прежде всего на Исповедь как на Таинство. Когда мы участвуем в любом Таинстве, мы признаем себя частью Церкви Христовой, частью единого Тела Христова. И как пишет все тот же апостол Павел, “страдает ли один член — страдают с ним все члены; славится ли один член — с ним радуются все члены” (1 Кор. 12:26). Исповедь есть в каком-то смысле принесение своего покаяния перед Церковью, готовность вернуться в Церковь, рассказать ей о своей боли и быть готовым принять ее поддержку. Священник же в данном случае является тем, кто от лица Церкви встречает возвращающегося, раскрывает ему свои объятия, с радостью принимая его.