Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о кризисе среднего возраста. Сегодня поговорим о влюбленности, пользуясь случаем.
Читатель спрашивает:
«Как церковь относится к влюблённости и к Дню всех влюбленных в частности?»
Отвечает митрополит Амвросий:
Церковь с уважением относится к самому явлению влюблённости, ведь это прекрасное и тонкое чувство, которое может стать началом подлинной, глубокой любви между мужчиной и женщиной. Когда люди видят в друг друге образ Божий, испытывают радость от взаимного общения, это благоприятная почва для будущей семейной жизни во Христе — с совместным воспитанием детей, взаимной поддержкой, хранением верности и стремлением к святости. Большая любовь часто начинается с влюбленности.
Однако важно помнить, что истинная, подлинная любовь не сводится только к эмоциональной «вспышке» или романтическим ощущениям. Христианская любовь — это жертвенность, готовность терпеть и прощать, заботиться о другом, ставить его интересы выше собственных. Если влюблённость перерастает в такое созидательное чувство, то это дар Божий, который наполняет жизнь смыслом и радостью.
В то же время, говоря о так называемом «Дне всех влюбленных» (или Дне святого Валентина), мы должны понимать, что он пришёл к нам извне, не является русским или православным праздником. Это часть так называемой «культурной экспансии», которая пришла к нам в 90-е годы вместе с Хэллоуином и другими западными традициями. По сути, память о католическом святом Валентине не имеет прямого отношения к православной церковной жизни. В силу этого данный праздник выглядит несколько чужеродным в нашем духовно-культурном ландшафте. Возможно, со временем этот праздник утратит свою актуальность для большинства людей, ведь у нас есть свои традиции, отражающие красоту истинной любви и верности. У нас есть свой замечательный пример любви и семейной жизни – святые Михаил Тверской и Анна Кашинская. Очень надеюсь, что когда-то наше общество и власть инвестируют в день их памяти столько же усилий и средств, сколько в сложное для страны времени инвестировали западные интересанты, чтобы однажды молодые люди воспринимали именно этот день, день святых Михаила и Анны, как день любви.
Особенно печальной представляется та сторона «Дня всех влюбленных», где акцент делается не на жертвенной, ответственной любви, а на легкомысленном подходе к отношениям. Некоторые используют этот день как повод для случайных связей, разврата, поверхностного веселья. Подобный «подменённый» праздник не только не приносит человеку духовной пользы, но и отдаляет его от настоящей любви, которая по-христиански всегда связана со смирением, верностью и готовностью жертвовать собой ради другого.
Церковь не выступает против самого факта праздничного настроения или тёплых чувств, которые люди хотят выразить друг другу. Но она напоминает, что любовь — это не праздник раз в год, а ежедневное служение и забота. И намного лучше, если молодые (и не только молодые) люди будут укрепляться в понимании любви через участие в церковных Таинствах, совместную молитву, чтение Священного Писания и воспитание тех добродетелей, которые превращают влюблённость в зрелую христианскую семью.