Тверской митрополит Амвросий: что такое зло и почему Бог его не создавал
родительский чат
  • В первый день на выборах в Тверской области проголосовали больше 13% избирателей
  • В первый день голосования в Твери были замечены «красные» нарушения
  • Тверь – третий по популярности город у туристов из Санкт-Петербурга
  • Первый день голосования в Тверской области прошел без нарушений
  • Главы районов Тверской области голосуют на выборах
  • Подросток на мотоцикле сбил 10-летнего мальчика, оба пострадали
  • Тверитянка Наталья Непряева стала второй на чемпионате мира по лыжероллерам
  • Русские горки: на федеральном канале покажут телесериал, снятый в Тверской области
  • Искусственный интеллект будет бороться с телефонными мошенниками в Тверской области
  • В Твери иномарка при повороте столкнулась с «Ладой», есть пострадавшие

Тверской митрополит Амвросий: что такое зло и почему Бог его не создавал

20:00

23 июля 2021

3483

Тверской митрополит Амвросий: что такое зло и почему Бог его не создавал

«ТОП Тверь» продолжает рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз мы говорили о том, отвечают ли дети за грехи родителей. А сегодня спросим владыку Амвросия, если Бог создал всё в этом мире, откуда тогда взялось зло? Бог мог создать зло?

Есть множество различных способов решения проблемы зла, или проблемы “теодицеи”, как называл ее Г. Лейбниц, т.е. так называемой “защиты Бога”. Во все времена много копий было сломано на эту тему. Наиболее простой из способов теодицеи подразумевает разговор о свободе. Бог не творит зло, но Он предоставляет Своему творению свободу. И зло, к сожалению, является побочным продуктом свободы. В том смысле, что коль скоро некто свободен, то он может выбрать творить и добро, и зло. И когда он выбирает зло, то этим самым он его и творит. То есть, зло появляется там, где человек, будучи свободным, свободно же выбирает не добро, а зло. Тут нет речи о том, что Бог имеет отношение к проявлениям зла. Он не создавал зло. Но Он создал человека свободным для того, чтобы человек сам выбрал, что ему ближе. Потому что невозможно, например, любить — насильно. А отнять свободу — значит заставлять именно насильно любить, не оставляя другого выбора.

Помимо этого, есть еще одна сторона вопроса. Не все то, что человек называет злом, таковым на самом деле является. Точнее сказать, мы не способны высказать об этом сколько-нибудь строгое суждение. Когда происходит какая-то природная катастрофа, то порой происходят многочисленные страдания, как среди животных, так и среди людей. И вот возникает вопрос, насколько все это можно действительно назвать злом. Есть ли кто-то, кто был виновен в произошедшем? В некоторых случаях можно действительно найти какие-то причины, лежащие в поле человеческой деятельности, и тогда об этом уже можно говорить в этических категориях, указать, что кто-то либо недосмотрел, либо сделал нечто злоумышленно. Однако, если таких причин нет, то несмотря на многочисленные физические, психологические и этические страдания, злом в полной мере назвать это крайне сложно. И в этом плане можно сослаться на несовершенство нашего мира после грехопадения, или на то, что Бог знает больше, чем мы, и потому нам порой непонятны текущие страдания, который в большом промежутке могут быть путем ко благу. И возможно все это верно одновременно, однако иногда стоит обойтись и молчанием, признав свою неспособность понять все.

0

Материалы по теме

Похожие записи

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: