«ТОП Тверь» снова приглашает читателей пройти по уголкам Твери, вошедшим в проект «Улицы Победы». Напомним, в рамках этой акции отремонтируют 9 улиц, названных именами героев Великой Отечественной войны. Всего же, по словам губернатора Игоря Рудени, до 2025 года в Твери приведут в порядок около 260 километров улиц.
Сегодня наш пункт назначения – улица Веселова.
Между заводом и авиапарком
Поселок Вагонников. Название, которое говорит само за себя: здесь поколениями живут сотрудники Тверского вагоностроительного завода. В буквальном смысле слова: на предприятии немало трудовых династий. И потому имя Сергея Петровича Веселова многие здесь знают и помнят, ведь очень большой отрезок его жизни был связан с этим предприятием.
Но, как обычно, начнем рассказ с истории самой улицы.
Ее проложили непосредственно перед войной, между заводом, авиапарком и химбазой, параллельно железнодорожной ветке. Путь извилистый: улица убегала за Соминку, делала два поворота и большой крюк, шла вдоль заборов, через территорию предприятий, и снова возвращалась к химбазе. По сути, она связывала ряд важнейших стратегических объектов Калинина. А заканчивалась школьным забором. Называлась эта улица 3-ей Металлистов.
Здесь всегда соседствовали частные домики и пятиэтажки, детские сады и служебные здания. В 1960-70 годы на 3-ей Металлистов и в окрестностях велась активная застройка.
Головоломка с цифрами
Тогда и произошел курьезный случай: номера домов перепутали. Как отмечает краевед Константин Литвицкий, напротив домов Вагонзавода построили 4 детских сада и несколько пятиэтажек. А номера некоторым новым зданиям присвоили вовсе не по 3-ей Металлистов — продолжили нумерацию Бульварного кольца (нынешней улицы Комарова). Так за нечетным 23-м домом сразу оказался 26 (который прохожий привычно стал бы искать на противоположной стороне). А дом № 22 спрятался за домом №26 (а не до него, как подсказывает логика).
Эта ошибка была исправлена в 1990 годах. А вскоре в створе улицы Комарова появились еще три новостройки, которые, по сложившейся традиции, опять нарушили нумерацию (дома 8,10 и 12 оказались между домами 16 и 18).
Горячая юность кузнеца
«У него была пламенная юность» — так пишут о Веселове современники. Еще бы не пламенная – кузнец всегда имеет дело с огнем. А на вагонзавод ученик кузнеца Сережа Веселов пришел еще пятнадцатилетним подростком. Надо было большую семью кормить: девять братьев и сестер остались в родной деревне под Старицей.
Молодого кузнеца Сергея Веселова многие уважали за смелость и принципиальность. Он активно выступал за защиту прав рабочих, был участником тверского революционного подполья.
«После митинга меня и ещё двух рабочих – М. И. Максимова и С. П. Пакатура – арестовали и посадили в местную каторжную тюрьму. Утром 20 июня…. рабочие завода объявили политическую забастовку с требованием освобождения арестованных», — так вспоминал о событиях своей юности сам Сергей Петрович.
Сергей Веселов тогда был сослан в Латвию, оттуда – в Самару.
В 1917 году он смог вернуться в Тверь. Соратники по цеху его помнили: избрали председателем завкома, выдвинули в Совет рабочих депутатов, выбрали секретарем губернского отдела профсоюзов.
Кстати, не думайте, что должность председателя заводского комитета была исключительно политической. Как позже писал в своих воспоминаниях Сергей Петрович, «завком старается осуществить контроль над хозяйственной жизнью завода, проектирует устройство отделов, специально предназначенных для выделки предметов, нужных крестьянину, борется с надвигающейся безработицей». То есть, в обязанности Сергея Веселова входил очень большой пласт административно-хозяйственной работы.
А надвигался не только кризис – гражданская война.
Сергей Веселов стал одним из организаторов красноармейских подразделений среди заводчан. А в 1920 году ушел на польский фронт.
Железнодорожный комиссар
Когда говорят о Сергее Веселове, обычно вспоминают его как революционера, одного из лидеров профсоюзного движения. Или как заслуженного вагоностроителя. О его военной биографии обычно пишут скупой строчкой: военный комиссар управления подвижных войск на Западной железной дороге.
Эта дорога в Великую Отечественную войну была важным стратегическим объектом. Она проходила по территории Калининской, Московской, Брянской, Смоленской, Витебской, Полоцкой и Минской областей. То есть – оборона Москвы, Белорусский фронт…
В первые же дни войны объем разрушений по этим направлениям оказался очень большим — около 50% от общего протяжения железных дорог. Их надо было срочно восстановить, чтобы обеспечить наступление наших войск.
Лопат не хватало
Составить технические планы заранее было просто невозможно: ситуация постоянно менялась. Сегодня здесь восстановили мост, а завтра «Юнкерс» пролетел, бомбы сбросил – и все сначала. Так что объем работ определялся непосредственно перед их началом, по данным разведки.
К тому же на дворе была зима. Например, линию Москва-Клин-Завидово восстановили к 23 декабря 1941 года. Чтобы вести строительные работы в таких условиях, лома и кирки было мало (впрочем, по воспоминаниям ветеранов, и лопат не хватало). Чтобы грунт хоть немного оттаял, разводили костры.
Некоторые команды, чтобы побыстрее решить задачу, засыпали бреши в земляном полотне, воронки и т.д. снегом, плотно утрамбовывали и клали рельсы. Дескать, завтра эшелон пройдет, а там сделаем, как положено. Но этого категорически нельзя было допускать – а вдруг завтра оттепель, такой «временный» вариант чреват крушением поезда. Подобные решения командованию приходилось выявлять и жестко пресекать.
Зона повышенной ответственности
И вот в этих условиях, под непрерывными бомбежками, вывозились в тыл целые отрасли промышленности – заводы со всем оборудованием, рабочие с семьями. Шли санитарные эшелоны. А навстречу им – составы с боеприпасами и продовольствием для фронта. Общий объём воинских железнодорожных перевозок за годы войны составил 442 200 поездов (19 714 500 вагонов), а еще санитарными поездами перевезено около 5 миллионов раненых. И важно было обеспечить сопровождение всех этих сообщений войсками, готовыми отразить нападение врага.
Словом, железная дорога всегда была зоной повышенного риска. И в мирное-то время там зевать нельзя. А в военные годы ответственность была просто колоссальной.
Кстати, в 1941 году, когда Сергей Веселов ушел на фронт, ему было уже почти пятьдесят. Что не мешало ему всегда оказываться на самых передовых участках и лично контролировать восстановление и безопасность сообщения с фронтом.
Наковальня из юности
После войны он работал в Министерстве путей сообщения. Был пенсионером союзного значения. Часто приезжал на Калининский вагонзавод: выступал перед молодежью, делился воспоминаниями. Много фотографировал – собирал летопись предприятия.
Тверитяне, знавшие Сергея Петровича близко, вспоминают: у него в комнате стояла небольшая наковаленка и молоток. Веселов говорил, что когда-то давно сделал их своими руками, и теперь они напоминают ему о молодости
Он умер в возрасте 72 лет, в 1962 году.
«Хочется сделать больше, передать свой опыт и знания молодым… Очень хочется жить и работать», — писал Сергей Петрович незадолго до смерти.
Спустя три года 3-я улица Металлистов была переименована в его честь.
Что здесь сейчас
Едва выйдя на эту улицу со стороны Перекопского переулка, мы видим стадион. Местные жители надеются, что следом за дорогой благоустроят и его. Очень нужен и тротуар.
Здесь базируется тверской ОМОН и Управление Федеральной службы судебных приставов Тверской области.
А вообще, на этой улице как будто сошлись все эпохи. От деревянных домиков с трубой и сиренью, сохранившихся, возможно, с довоенных времен, до современных таун-хаусов. Так что если надо подсмотреть архитектурное решение или пример ландшафтного дизайна – это тоже сюда.
А буквально в пяти минутах ходьбы, возле 8-ой гимназии, расположен Владимирский храм: массивное здание из красного кирпича на белокаменном цоколе. Он был построен типовому проекту войсковых церквей для первого Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 годы. Здание храма было рассчитано на 630 прихожан. Но если потесниться, там помещались и все 900. Старшее поколение помнит здание как клуб «Заря», а весь район нелицеприятно называют до сих пор «Хлам».
Маргарита Васильева
Читайте о других «героических» улицах Твери: