ТОП Тверь продолжает рубрику «Мысли вслух», в которой тверской психолог и наш большой друг Светлана Дутта будет рассуждать на интересные и важные для каждого человека темы. Это про наши с вами мысли, которые часто не произносятся вслух, хотя требуют этого. Психологи утверждают, что проговаривать свои мысли — очень важно, и мы их будет проговаривать вместе.
Совсем скоро наступит горячая пора школьных выпускных экзаменов. Все чаще будет звучать эта неблагозвучная аббревиатура ЕГЭ, вызывающая у некоторых детей в школе настоящий страх. Экзамены — это всегда стресс, но ЕГЭ стал подростковой кульминацией стресса, главным страхом школьника, и с этим страхом не все способны справиться. Время от времени мы можем слышать информацию о том, что кто-то из подростков не выдержал напряжения, и в семье произошла трагедия. Почему так произошло и что нужно сделать, чтобы снизить градус стресса у ребенка и тем самым помочь ему справится с экзаменами успешно не только в плане баллов, но и психологически.
Надо понимать, что, если ребёнок знает, что в семье его будут любить и поддерживать, примут с любыми оценками, то дело никогда не дойдет до нервных срывов. Да, ребёнок может переживать низкие успехи в ЕГЭ как неудачу, но он знает, что его от этого не станут меньше любить. Это грамотный родительский подход и установка. Очень часто обвиняют учителей, что они оказываются слишком давящими, доминантными, требовательными, но всё-таки ведущую роль – первую скрипку, играет семья, и ребёнок попадает в ту ситуацию по принципу травматичного повторения. От него постоянно чего-то требуют, он всем повсюду что-то должен. И должен не себе, а другим: быть лучше, быть умнее, быть красивее и так до бесконечности.
Ко мне иногда приводят подростков в психологическую практику, и они раскрываются на наших встречах, начинают говорить о том, что происходит в семье. И как только наступает этот момент откровений о семье, ребёнка забирают из терапии и говорят: «Всё, на этом вам спасибо, дальше мы работать не будем». Семья очень боится утечки информации. И чаще всего мы видим, что никогда ЕГЭ не является единственным источником напряжения у ребенка. Часто, это бывают конфликтные отношения в семье: между родителями, между братьями и сёстрами, когда одного ребёнка, допустим, не поддерживают, когда в семье неродной отец, например, и многое другое. Вопрос только в том, что любая информация, которая по-настоящему тревожит подростка и с которой можно было бы работать, не допускается в кабинеты психотерапии, поэтому ребенку приходится справляться с этим самостоятельно. Подростки вообще функционируют в очень чувственных полюсах: иногда ощущают себя беспомощными, иногда, наоборот, всемогущими, плюс гормональный фон, перестройка организма, когда им трудно принять себя в новом теле. И со всем этим ребёнок не в силах справиться, наступает стресс, причиной которого тут же делают ЕГЭ.
Итак, отношения в семье — первичны. Но на ЕГЭ навешивают еще вину и за неправильное отношение к ребенку общества, где сейчас идёт перекос на интеллектуальную сферу, на достижение знаний — ты хороший, когда ты занимаешь первые места, приносишь пятёрки. Эти стремления нормальны, но если в погоне за знаниями и успехами мы совершенно не развиваем чувственную сферу ребенка, не говорим с ним о его переживаниях, а постоянно твердим, что без высшего образования он будет нищим и у него не будет будущего, то мы подталкиваем ребенка к краю в прямом смысле слова.
Когда мы находимся во власти какой-то ситуации, например, с кем-то расстались или у вас какая-то неприятность, абсолютно бесполезно говорить: «подожди всё пройдёт, потом будет лучше»,. Нет, вы вовлечены в эту ситуацию, вы горе переживаете сейчас, вам сейчас плохо, вам сейчас трудно, вам нужно, чтобы вас поняли сейчас и очень трудно заглянуть за эту ситуацию. Трудно даже для взрослого человека. Представьте, что для подростка, которому предстоит сдавать ЕГЭ, помимо вот того давления, которое есть снаружи, ещё есть внутреннее, своё собственное давление от переживания своих собственных процессов. Ребёнок находится в стрессе от ожидания этого ЕГЭ и для него это весь мир, это та социальная ситуация, в которую он помещён и которой он поглощён полностью. И в этот момент, это очень важно для родителей знать и помнить, нужно давать ему перспективу: «при любом результате ты должен понимать, что это не конец жизни», После школы, есть другая жизнь, а ЕГЭ — это просто этап, который нужно пережить. Мы снижаем до нормального уровня неоправданно завышенную самим подростком значимость экзамена. Ведь им кажется, что провал в ЕГЭ — это конец жизни. И это, конечно же, не так. С любыми баллами после школы жизнь у человека только начинается.
Так что, друзья мои, любите своих детей.