Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатель спрашивал, как священство отмечает Новый год. А теперь пришло время тем посерьезнее.
Почему говорят, что Церковь стоит на крови мучеников и сама тема мучений так подчеркивается? Без боли и крови не было бы Церкви?
Отвечает митрополит Амвросий:
Тут есть два аспекта. Один – условно исторический. Так случилась история Церкви, что ее начало было полно преследований и соответственно мучений. Греческое слово μάρτυρας, которое мы обычно переводим как «мученик», дословно переводится как «свидетель». И вот свидетельство этих людей, запечатленное одновременно их кровью и решимостью перед угрозами и мучениями, было настолько сильным, что некоторые из присутствовавших обращались прямо во время созерцания их страданий. Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, мы не знаем, как сложилась бы история Апостольской общины, не будь она практически с самого начала притесняемой.
Другой аспект – условно богословский. Можно по-разному рассуждать о моменте начала Церкви. Можно говорить, что она начинается с началом человеческой истории, или даже имеет свой исток в тайне Святой Троице. Или же можно сказать, что Христос создает Церковь, когда собирает общину апостолов, или на Тайной Вечере, или же с истечением Крови из Его ребер, или же в день Святой Пятидесятницы. Но независимо от этих рассуждений, мы всегда имеем ее основателем Бога. Поэтому, хотя мы не знаем, как пошла бы история Церкви, не будь на нее гонений, мы можем сказать, что Церкви точно не было бы без ее инициатора – Бога.
Когда же мы говорим о том, что Церковь стоит на крови мучеников, мы имеем в виду прежде всего эти самые исторические обстоятельства как ранних, так и более поздних гонений, которые не только не упразднили ее, но напротив ее укрепляли и усиливали ее влияние.