Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатели спрашивали, как не быть ханжой. В этот раз читатель задаёт вопрос про клятвы и обеты:
Часто можно слышать о чудесных случаях, связанных с данными человеком Богу обетами. Как относиться к обетам? И нужны ли Богу наши обещания или клятвы?
Отвечает митрополит Амвросий:
Прежде всего, мы должны помнить слова Самого Христа об этом: “Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого” (Мф. 5:33-37).
То есть клятвы с точки зрения Евангелия, это не только нечто пустое, но имеющее отрицательную оценку. Мы должны быть верны своим словам, не прибегая ни к каким клятвам. Отчасти это связано с тем, что мы часто оказываемся не в силах исполнить обещание, и обещание это становится пустым, а главное делает пустым всякое наше слово. Отчасти – с тем, что такого рода обеты или клятвы часто являются проявлением магического мышления. Нам хочется заключить с Богом четкий и простой договор: я делаю это, это и это, а Ты мне взамен обязан дать то, то и то. Но отношения с Богом так выстроить невозможно, Он не корпорация, не государственный институт и не наш личный раб, Он – наш Творец и Создатель свободно преизливающий на нас свою любовь.
При этом мы знаем о существовании в Церкви, например, монашеских обетов. Однако, если мы обратим внимание на чин пострижения, то мы увидим, что это можно сказать договор односторонний, без требований и обязательств со второй стороны. Мы можем заметить, что монах при пострижении не просит ничего взамен, напротив, принося обеты, просит у Бога помощи в их исполнении.
Если же мы говорим не о монашеских обетах, то, учитывая все вышеприведенное, можно сказать, что нам следует избегать всякого рода клятв и торжественных обещаний. Если есть нечто благое, что мы хотим сделать, надо делать это вне зависимости от обстоятельств. А если мы нуждаемся в помощи, то следует просить ее у Бога, не выставляя Ему условий и требований по ее предоставлению.