Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз мы говорили о том, почему в храмах часто встречаются предупреждения о наказании за разговоры в церкви, а сегодня, когда церковь празднует Преображение Господне, подумаем о связи этого праздника и…. яблоках.
Народная традиция велит приносить в праздник Преображения Господня плоды на освящение. Чаще всего речь идет о яблоках. В церковной среде очень много людей, которые считают, что есть яблоки нового урожая до Преображения — это грех. Насколько глубоко это предубеждение, на ваш взгляд? Мы опять теряем за яблоками Христа?
К сожалению, действительно, такие вопросы кажутся многим самыми важными. Оставим в стороне вопрос о том, почему так происходит, однако отметим, что при подходе к таким явлениям очень часто допускаются две очень серьёзные ошибки: во-первых, происходит смешение монастырской дисциплины с бытовой практикой обычных людей, а, во-вторых, игнорируется исторический контекст явления.
Начнём со второго. Мир меняется, и с ним меняются наши повседневные практики. В отсутствие многих современных технологий люди были вынуждены бережнее относиться ко многим аспектам своей жизни, в том числе к хранению продуктов. Возможно, именно поэтому возникла идея своего рода «греховности» употребления продуктов нового урожая, пока целы ещё оставшиеся от предыдущего. Кроме того, всякий продукт земледелия до относительно недавнего времени имел свой четко обозначенный сезон, вне которого он был просто недоступен в свежем виде. Сейчас же мы имеем возможность и хранить многие продукты долговременно, и получать их практически вне зависимости от сезона, поэтому такая чрезмерная бережность уже не представляется столь разумной. Особенно с учетом того, что в каждой местности свои особенности земледеления.
В монастырской жизни все эти аспекты усугубляются монастырской дисциплиной, цель которой не столько в воспитании бережливости, которая является обычной бытовой добродетелью, но воздержание, терпение, смирение и послушание. И перенос такой строгости на повседневную жизнь мирян может не только быть неоправданным, но даже вредным, поскольку порождает конфликты и раздражение там, где этого можно
было бы избежать.
Отвечая на последнюю часть вопроса можно сказать, что нам, наверное, следовало бы гораздо больше внимания уделять нашей внутренней жизни, чем бытовым аспектам нашего бытия, вроде яблок до праздника Преображения.
Нужно понимать, что речь идет просто о благословении урожая, и естественно было раньше, что, как только поспевали первые плоды, благословлять эти плоды. Например, в Краснодарском крае освящение яблок происходит не на Преображение, а уже на праздник Петра и Павла. А что касается поста, то такого указания не есть свежие плоды даже нет в Типиконе, поэтому это является какой-то доброй традицией. Но одновременно эта традиция все-таки предполагает принятие личного решения и ни в коем случае, как и во всяком другом посте, не противопоставлении себя кому бы то ни было.
Некоторые, действительно, соблюдают такого рода пост и не вкушают яблоки до Преображения, но опять-таки, это делают люди по совету духовника, ради собственного аскетического упражнения, но личные аскетические упражнения, безусловно, в этом вопросе не распространяются на других людей. И вообще в этом вопросе нужно говорить не о греховности употребления плодов до освящения, а о естественном стремлении человека принести Богу для благословения плоды своего урожая. Поэтому, если эти начатки созревают раньше времени, ничто, в самом деле, не мешает возблагодарить за них Бога и попросить их освятить в любой день.