Тверской митрополит Амвросий: как человек может воскреснуть после смерти

10:00

03 мая 2024

9632

Тверской митрополит Амвросий: когда паломничество и поклонение мощам бессмысленно

Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.

Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские —  всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.

В прошлый раз читатель спрашивал о том, что такое душа. Сегодня, накануне Воскресения Христова, попробуем понять, как люди могут воскреснуть после смерти.

Читатель спрашивает:

Христианство говорит: мы все воскреснем, как и Христос. Но как это понять современному рациональному уму? Как можно умереть — понятно. Но как воскреснуть?

Отвечает митрополит Амвросий:

Следует сразу сказать, что самый честный ответ на этот вопрос: «Я не знаю». Но если все же позволить себе немного поразмышлять, то следует сделать как минимум следующие замечание. Рациональность – не изобретение современности, древние люди были не менее рациональны. Наши современные рассуждения о логике, хотя и отличаются от таковых времен Аристотеля, скорее не порывают с ними, но развивают их. Средневековая схоластика построена по преимуществу на использовании силлогизмов, что тоже является частью рациональности. 

На самом деле смерть для меня, как, думаю для живших прежде и живущих поныне людей – столь же непонятное явление, что и воскресение. То есть сам факт смерти других людей мы можем наблюдать, можем даже более-менее зафиксировать ее момент. Но что такое смерть для самого человека мы не можем узнать иначе, как только пережив умирание. А никто из умерших окончательно и бесповоротно с нами поделиться этим переживанием не может. Те же, кто согласно традиции были воскрешены – ничего об этом не говорили. Сам Христос, по крайней мере в канонических Писаниях, тоже ничего не говорит о Своем опыте смерти. Так что смерть тоже остается загадкой для любого ума рационального или не очень, современного или нет. И в этом плане воскресение не более загадочно, чем смерть. Другое дело, что мы знаем множество способов умереть, и на самом деле не знаем, как происходит воскресение. В христианской традиции есть некоторые рассуждения об этом.

В частности наиболее подробно это разбирается в сочинении святителя Григория Нисского «О душе и воскресении. Диалог с сестрой Макриной». В уста Макрины вложены в том числе следующие слова: «невозможно совершить нам течения своего туда иначе, как оттрясши с души своей гнетущее нас, разумею эту тяжелую и земную ношу, и попечением о лучшем очистившись от пристрастия к этой ноше, какое имели в настоящей жизни, чтобы чистым могло быть усвоено подобное. Но если есть у тебя некоторая привязанность к этому телу и печалит тебя расторжение связи с любимым, то и в этом не лишен ты надежды. Ибо увидишь телесное это покрывало, разрушенное теперь смертью, снова сотканным из того же, но не в этом грубом и тяжелом составе, а так, что нить сложится в нечто легчайшее и воздушное, почему и любимое при тебе будет и восстановится снова в лучшей и вожделеннейшей красоте». 

И в другом месте ей же приписываются такие слова: «воскресение есть восстановление нашего естества в первоначальное состояние. Но в первой жизни, Создателем которой был сам Бог, не было, как вероятно, ни старости, ни детства, ни страданий от многообразных недугов, ни другого какого-либо бедственного телесного положения, потому что неестественно было Богу создать что-либо подобное. Напротив того, пока в человечестве не произошло стремления ко злу, естество человеческое было Божиим неким достоянием. Но все это вторглось в нас вместе со входом порока».

Итак, вот все, что можно сказать. Мы верим, что Бог нас воскресит в последний день, так же как мы знаем, что Христос воскрес,  и верим, что смерть не является концом. Ответ на вопрос, как именно это произойдет, – находится за пределами рациональности, как и многое другое, во что мы верим. С другой стороны, если бы что-то действительно можно было бы доказать при помощи силлогизмов без опоры на некоторые положения основанные исключительно на вере, то это было бы уже знание, а не вера. Собственно поэтому ничего из принадлежащего области веры не является и не может быть доказуемым.

0

Материалы по теме

Из этой же рубрики