Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз читатель спрашивал, можно ли спорить со священником, если его проповедь спорная? Сегодня поговорим об Ангеле-хранителе. Читатель спрашивает:
При крещении человеку даётся ангел-хранитель, для чего он даётся и что делает? Может ли он вмешиваться в жизнь человека?
Отвечает митрополит Амвросий:
Знание об Ангельском мире для нас, людей, живущих в совсем измерении – является тайной. Ангельский мир – мир невидимых духов, тайна его существования приоткрыта лишь отчасти, насколько это необходимо для нашего спасения. О том, что у людей есть Ангелы, говорил Спаситель: “Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного” (Мф. 18:10), встречается упоминание такого ангела и в Деяниях Апостолов (Деян. 12:15).
Мы празднуем день памяти Архангела Михаила и всего Собора Ангельских сил, мы верим, что у нас есть Ангел-Хранитель, у нас нет абсолютного знания об этом вопросе, потому что это знание дается не рациональным способом, а через опыт духовной жизни, которая предполагает в том числе и понимание присутствия в жизни каждого христианина, Ангела-хранителя и окружающего нас ангельского мира. Прежде всего, Ангел дается человеку Богом как хранитель и защитник, невидимый помощник для спасения.
Церковь учит, что Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. Крещения и до окончания земного пути, и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой, ‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю). И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.
В то же самое время, мы должны четко понимать, зачем совершается таинство Крещения – оно не для получения Ангела-Хранителя. В святом Крещении человек, прежде всего, облекается во Христа (Гал. 3:27), умирает с Ним и воскресает в Нем. Как пишет апостол Павел: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни” (Рим. 6:2-4).
Крещение есть вхождение в новую жизнь во Христе и со Христом, начало этой новой жизни. Крещение это посвящение себя Богу и взятие на себя обязательств жить по заповедям Христовым. Жизнь по Евангелию и избегание греха, вот главная задача, стоящая перед христианином: “Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 6:11).