Портал «ТОП Тверь» продолжает проект «Добро пожаловать в Церковь», в котором читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает не только на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, но и на вопросы мировоззренческие, философские — всё, что интересует пытливого читателя. Вопросы разные, но принцип один — они исключительно искренние, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
В прошлый раз разговор шел о ведьмах и колдунах. Сегодня поговорим о то, как понять, добрый вы человек или не очень.
Читатель спрашивает:
Как понять, добрый ты человек или злой? Как вообще увидеть себя со стороны более-менее объективно?
Отвечает митрополит Амвросий:
Это, пожалуй, один из самых трудных, но и самых важных вопросов: как увидеть самого себя честно, без самооправдания и без ложной скромности. Ведь человек способен обмануть кого угодно, тем более самого себя, даже свою совесть. Вообще обман и самообман – величайшее зло, которое стало следствием грехопадения. Каковы мы на самом деле? Такие, какими нас видят ближние? Но это необъективно: кто-то любит нас, у кого-то мы вызываем отторжение и неприязнь. Это нормально. Люди необъективны.
Такие ли мы, какими представляем сами себя? Это тоже не так. Зачастую мы придумываем собственный образ, которому, увы (или к счастью), не соответствуем.
Объективно и непредвзято нас видит и знает только Бог. Он и есть мерило того, каковы мы и кто мы. Чтобы понять, добрый ты человек или злой, нужно не смотреть на себя глазами мира, а постараться взглянуть на себя глазами Бога.
Добро и зло — не столько внешние поступки, сколько внутреннее состояние сердца. Можно делать правильные вещи и при этом оставаться холодным и равнодушным. А можно, наоборот, ошибаться, но в сердце иметь любовь и стремление исправиться. Поэтому первый признак доброго человека — это наличие внутреннего сострадания, способности радоваться за других, переживать чужую боль, умения прощать. А злое начало проявляется в равнодушии, зависти, жёсткости, в нежелании видеть в человеке образ Божий.
Чтобы увидеть себя объективно, нужно иметь смелость быть честным перед Богом. Именно для этого дана исповедь — не только как форма покаяния, но и как зеркало, в котором душа учится видеть себя такой, какова она есть. Очень важно научиться наблюдать за своими реакциями: что меня раздражает, что вызывает осуждение, где я теряю мир. Эти точки боли и показывают, где в сердце скрывается зло, где оно ещё не исцелено любовью.
Объективность по отношению к себе рождается из двух вещей — молитвы и дел добра по отношению к другим людям. Молитва даёт возможность увидеть себя в свете Божием, без самообмана. А взаимоотношения, особенно с близкими, учит нас смирению. Ведь именно в отношениях и делах проявляется наша настоящая природа — не на публике, а дома, среди тех, кто знает нас лучше всех.
Добрый человек — не тот, кто никогда не злится и не ошибается, а тот, кто видит в себе зло и не мирится с ним, кто каждый день делает шаг к тому, чтобы стать мягче, внимательнее, человечнее. А злым человек становится тогда, когда перестаёт видеть в себе зло, когда начинает оправдывать его и называть нормой. Поэтому путь к доброте начинается с честного взгляда внутрь себя и молитвы о том, чтобы Бог помог увидеть правду о себе и не испугаться её.



