О том, что наш город стоит на берегах Волги, знают и жители других регионов. Кто-то даже в курсе существования Тьмаки и Тверцы. Еще немногие, возможно, слышали о Лазури. Однако этими названиями наши водные артерии не ограничиваются. Соминка, Хлебный, Исаевский, Перемеровский и Бортниковский ручьи – список более чем неполный. А еще подземный Иртыш, о котором и вовсе отдельный разговор. Есть даже такие объекты, что незнакомы и коренным тверитянам.
Сегодня мы будем кататься в окрестностях скромной Межурки, небольшой речки, протекающей в Заволжском районе Твери. В нее впадает Малица, о которой мы уже говорили, сама же Межурка несет свои воды в широкое тело Волги. Речка эта ничем особенным не примечательна, и как раз о ней-то многие могли не слышать – не было повода. Как и о деревне Черкассы, которая могла стать полноценным городским микрорайоном.
Когда рухнул Мигаловский мост
Село с Егорьевской церковью, как изначально называлась деревня, известно еще с XVI века. Почему эта местность в итоге стала Черкассами, неизвестно. Возможно, здесь когда-то проживали выходцы из Правобережной Украины (черкасы) или кто-то один, но весьма чем-то прославившийся. Кстати, не путайте их с черкесами – это уже совсем другая народность.
Черкассы вошли в городскую черту в 1977 году, а чуть ранее, в шестидесятых, деревню буквально разрезало пополам Окружной дорогой (ныне Южный обход Твери). При этом некоторые дома снесли. А в 1989-м, когда рухнул один из пролетов Мигаловского моста, прямо через Черкассы проходило движение транспорта – машины поворачивали направо с Окружной и ехали до специально оборудованного спуска с понтонной переправой.
Спуск этот, кстати, до сих пор сохранился – его легко найти, ориентируясь на воинское захоронение. Другой такой же есть и на правом берегу, на съезде с Рябеевского шоссе. А сам Мигаловский мост, к слову, перед реконструкцией сильно отличался от того, что было до строительства нового уже в нашем веке. Изначально он выделялся стальными фермами, как, например, Железнодорожный, и многие на фотографиях даже не сразу узнают, а то и не верят, что это наш тверской мост.
История такова. Весной 1989-го его закрыли на реконструкцию, но уже вскоре один из пролетов рухнул в Волгу – как писали потом, «из-за нарушения технологии производства работ». Очевидцы рассказывали, как в воду попадала техника, в том числе трактор и кран, но все вроде как потом достали. Случилось это 26 апреля, ровно спустя три года после аварии на ЧАЭС, и в сети даже порой можно встретить намеки на конспирологию, но это, конечно же, глупости. Тогда люди просто занялись делом и возвели чуть западнее тот самый понтонный мост, а чтобы его не снесло течением, конструкцию держали буксиры. Еще была организована переправа на катерах, пассажиры садились на борт в районе высотки №13 по Мигаловской набережной. А вот стальные фермы моста после той аварии было решено заменить на железобетонные балки. Движение в итоге восстановили только через полгода, 15 ноября.
Но вернемся к Черкассам. Окончательно деревня ушла в прошлое в 1992 году, когда ей придали статус улицы. Так в Твери появилась Черкасская, а чуть позже и Новочеркасская. Именно тогда у города на эти места были большие планы. Территория бывшей деревни и одноименного поселка, возникшего в 1930-х, рассматривалась для создания микрорайона с коттеджной застройкой. Поговаривают, что даже троллейбус хотели пустить, но это, скорее всего, попытка выдать желаемое за действительное. Хотя автобусный маршрут, а то и не один, наверняка при планировании микрорайона предполагался. Тогда же, в 1992 году, учредили целый ряд улиц, которые долго не появлялись на местности. Например, еще в 2011-м, когда вышла «Энциклопедия тверских улиц» Константина Литвицкого, многие названия существовали только на бумаге. Однако сейчас, в 2024-м, Черкассы значительно больше, и улицы с домами легко найти в том же Яндекс.Навигаторе. На карте, наконец, появились Щучий и Боевой переулки, а также другие – почти все, что недавно предполагались только в проекте.
Однако в целом Черкассы по-прежнему остаются скорее коттеджным поселком в городской черте, нежели полноценным микрорайоном.
Тайна старого монастыря
С Черкассами связано еще несколько любопытных историй, пусть и местного значения. Начнем с древней – главная улица, получившая свое название от целой деревни, в старину была частью дороги к Покровскому Отмицкому (Вотмицкому или Отмичу) монастырю. Он считался одной из крупнейших и авторитетных обителей на тверской земле, вот только Смута его сгубила. Монастырь начал хиреть, и окончательно канул в Лету еще до XIX столетия.
Впрочем, сегодня в деревне Отмичи Калининского района находится действующая обитель – Отмицкое подворье Николаевского Малицкого монастыря. Рядом протекает живописная речка Тьма, а еще рукой подать и до Волги. Туда вполне можно доехать на велосипеде, это фактически готовый исторический маршрут. Начать можно как раз в бывшей деревне Черкассы и ехать, время от времени, сверяясь с картой. По пути вы проедете деревню Дмитровское, сразу за ней скотомогильник, затем Бор и, наконец, Отмичи.
Следующая история уже более современная – из XX века. Как мы уже с вами знаем, нынешний Южный обход Твери был построен в шестидесятых как Окружная дорога, призванная разгрузить город. До этого транзитный транспорт из Москвы в Ленинград проходил через Калинин. А потом началась большая стройка – автодорога, Мигаловский мост через Волгу, целый поселок ДРСУ-2 для рабочих. Последний, к слову, сохранился, повидал в 1973 году суперкары участников ралли «Тур Европы», затем вошел в черту города в 1977-м, как и Черкассы.
В восьмидесятых он даже прирос четырьмя панельными пятиэтажками. Но что самое интересное, до появления Окружной по этим местам проходила вполне себе оживленная автодорога с железобетонным мостом через Межурку. Появился он в пятидесятых на месте еще более старого моста. Но уже вскоре из-за строительства нового шоссе был заброшен, и теперь нужно очень постараться, чтобы его найти. Однако он существует, и в подтверждение этого я прикладываю собственные фотографии, сделанные во время одной из поездок.
И вот, наконец, история третья, новейшая или суперсовременная. Во второй половине 2010-х на левом берегу Волги в районе Железнодорожного моста началось строительство нового жилого комплекса. Изначальные планы были грандиозными – целый микрорайон со своей пристанью. Однако в итоге появились обычные высотные панельки с общим названием «Волга Лайф». Нам они интересны тем, что дома там относятся к улице Новочеркасской, вот только не к микрорайону, где мы с вами сегодня катаемся. А добраться туда можно через мост, перекинутый через Межурку в 1991-м.
Затаившееся Мичурино
Если продлить путешествие и проехать от «Волга Лайф» к Областной больнице, то по дороге попадется еще один жилой массив, в свое время бывший деревней. Это застройка по улице Болотникова, которая возникла на месте населенного пункта с похожим названием. Правда, он отнюдь не древний – проезжая часть возникла в начале XX века как дорога от станции Дорошиха к Николо-Малице. А жилье появилось и вовсе в конце сороковых как деревня Мичурино при колхозе в честь знаменитого советского селекционера. В 1967-м, правда, ее как раз и переименовали в честь предводителя народного восстания против царя Василия Шуйского – Ивана Болотникова.
Не так давно там еще стояли недостроенные многоэтажки, однако в июне этого года их наконец-то снесли. Рядом кипит работа – возводят Западный мост с развязкой на месте Горбатого и Детскую областную больницу. Но это уже дело будущего, не прошлого. А мы останавливаем велохронометр и готовимся к следующим путешествиям.
Сергей САВИНОВ