Заметили, как много в последнее время выходит сериалов? Причем я говорю сейчас не только о зарубежных проектах, но и о российских. Стриминговые платформы, которые все увереннее теснят традиционный кинематограф, словно бы с цепи сорвались, соревнуясь в оригинальности историй и затраченных бюджетах. Не проходит и месяца без очередной громкой премьеры, а уж сколько более скромных проектов теряются в этом потоке, и сказать трудно.
Удивительно, но отечественные продюсеры будто бы непреднамеренно следуют современному западному тренду – все чаще центральными персонажами становятся сильные независимые женщины. Взять хотя бы недавних «Иных» или «Внутри убийцы». И это далеко не последние примеры. Так, весенние ветры принесли нам еще две истории: похождения высококлассной юристки-алкоголички и врача-эпидемиолога, идущей против системы. Сегодня мы поговорим про обеих.
Сделать двойной обзор я решил неслучайно – настолько истории отличаются по подаче и стилю, при этом и одна, и вторая вышли эксклюзивно на разных платформах. А это значит, что каждая, по идее, должна оттянуть мечущуюся аудиторию на себя. И ладно бы посыл был диаметрально противоположный – женщина-ледокол и девочка-одуванчик. Но нет, нам в обоих случаях предлагают дам, которые сдюжат мужскую нагрузку и не подавятся.
Вот Ольга Шилковская, героиня «Неверных» (18+). Окончила юридический факультет с отличием, вышла замуж и родила ребенка, вот только в итоге потеряла себя. Работы нет, зато в наличии алкогольная зависимость. Еще и родительских прав лишили, и сына теперь она видеть не может. Падать уже некуда, со дна только один путь – наверх. Вот Ольга и решает вернуться к нормальной жизни, растеряв, правда, целый набор принципов. Она выбирает практику семейных процессов и берется за самые сложные ситуации, из которых, казалось бы, нет выхода. И ведь что интересно – с легкостью их решает. Но вот беда: у нее ничего не выходит без «допинга» в виде напитков на этиловой основе. Выпьет – и видит рабочий кейс словно бы на ладони, талантливо сводя десятки запутанных ниточек в один крепкий узел. Налицо дилемма: чтобы вернуть сына, не нужно пить, а чтобы заработать – приходится. Ситуация усугубляется тем, что из тюрьмы выпускают мать Ольги с еще большей алкогольной зависимостью и вдобавок склонностью к абьюзу. Иными словами, полный клубок кошмаров, выбраться из которого становится настоящей проблемой.
Сериал агрессивен своей подачей, мат сыплется как из рога изобилия, а от поступков Ольги глаза постоянно лезут на лоб и не успевают вернуться на место. При этом интрига закручивается мастерски, смотреть хочется не останавливаясь, еще и динамика «Неверных» рассчитана грамотно, а видеоряд и звуковое сопровождение – это как вишенка на торте. Другой вопрос, как далеко приходится задвинуть собственные принципы, чтобы сопереживать неоднозначной героине. Играет ее, к слову, Оксана Акиньшина, которая словно бы отрывается на полную катушку, резко контрастируя со своей же ролью в «Контейнере», где смотрится, на мой взгляд, примерно никак. А тут как будто только и ждала этой роли, которая вышла сомнительной разве что с точки зрения морали. В целом же – грубо, цинично, жестко, но стильно и привлекательно.
Совсем иная картина складывается при просмотре «Точки ноль» (16+), где главная героиня – тоже одинокая сильная женщина, у кого с работой дела обстоят много лучше, чем с личной жизнью. Зовут ее Аня, она вирусолог, и вместо шумной Москвы она выбрала Новосибирск. Но вдруг откуда ни возьмись появился… Возбудитель неизвестной болезни, спровоцировавший вспышку неподалеку от свалки отходов крупного мясокомбината. Жертвами становятся жители отдаленной деревушки, которые настроены враждебно по отношению к людям в костюмах биозащиты. А новая «чума», между тем, грозит перекинуться на соседний город и дальше по нарастающей – как в свое время ковид. И тут еще традиционная скрытность отечественных чиновников, которые всеми силами стремятся принизить опасность, подливает бензина в открытое пламя. Вот тут-то Аня и проявляет свою принципиальность, отказываясь покидать зараженную деревеньку, пока не выяснит, что же там все-таки произошло и насколько это катастрофично.
Вот вроде бы и интрига в наличии, и популярная тема загадочных эпидемий, и сильная женщина в центре сюжета. Но не цепляет. Отчасти проблема в неспешном развитии повествования – оно скорее для традиционного телевидения, нежели для стриминга. И если сравнить с динамикой тех же «Неверных», то они обгоняют «Точку ноль» как стоячую. Отдельное недоумение вызывает манера игры Марины Александровой, исполнительницы главной роли. Реплики она произносит прерывисто, порой с довольно странными интонациями, будто русский язык для нее не родной. Из-за этого снижается реалистичность происходящего, и сериал воспринимается как стандартное «мыло», коим отечественное ТВ изобиловало в двухтысячных и десятых. Впрочем, по-настоящему сильной игры в «Точке ноль» я лично не заметил. Разве что Наталья Рогожкина вполне достоверно смотрится в образе мощной дамы-начальницы, и если бы ведущим был ее персонаж, история вполне могла стать более привлекательной.
Вообще, на мой взгляд, создавшая «Точку ноль» платформа постоянно не докручивает свои проекты. «13-я клиническая», «Райцентр», «Разрешите обратиться» – все одного поля ягоды. Хотя в каждом упомянутом случае исходный материал действительно оригинальный, но получается в итоге как в том анекдоте про автозавод и проклятое место.
Зрительские оценки обоих рассматриваемых сериалов, что интересно, весьма посредственные. Но если в случае с «Неверными» дело скорее в аморальности героини, то против «Точки ноль», похоже, сыграла затянутость и тот самый телевизионный формат. Не говоря уже об актерской игре – Александрова проиграла Акиньшиной с разгромным счетом.
Сергей САВИНОВ