«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца
  • Ещё 27 незаконно установленных гаражей снесут в Твери
  • Житель Тверской области отнёс в полицию свёрток с деньгами, найденный на улице в Москве
  • На маршруте автобуса №227 в Твери добавили новые остановки
  • Коронавирус в Тверской области 27 февраля: ещё 147 человек заразились
  • «Скользкие улицы»: жители Тверской области столкнулись с сильной гололедицей
  • Мужчина со шрамом на левой щеке пропал под Тверью
  • В Заволжском районе Твери люди до сих пор сидят без света
  • 2,5 года колонии получил рецидивист, посягнувший на чужие аккумуляторы
  • Стали известны даты закрытия роддомов в Твери в 2021 году
  • Знаменитый калязинский радиотелескоп в Тверской области реконструируют

«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца

16:58

11 февраля 2021

1068

«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца
фото: РИА Новости

«Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось и начался хаос…»

Если вас заинтересовала официальная аннотация нового фильма Ренаты Литвиновой, будьте готовы: она имеет очень мало общего с реальным сюжетом, в котором из заявленного есть только условные Северные поля и женщины. В итоге картина, которая на первых кадрах притворяется утопической фантастикой, вовлечет вас в круговорот фантасмагории и абсурда, щедро сдобренных атмосферой упадка.

«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца
Постер фильма. Источник: Kinopoisk.ru

Время и место действия неизвестны, пытаться угадать бесполезно – события разворачиваются в странной вселенной, где Спасская башня Кремля утопает в лесу, а очередную смену власти анонсируют по радио словно рядовую новость. Главная героиня по имени Маргарита голосом Ренаты Литвиновой сообщает нам о царстве «великого матриархата» и о том, что сама в этом обществе является представительницей влиятельнейшего клана. И каждый Новый год все ее многочисленное семейство собирается за одним столом, чтобы встретить будущее и загадать желание под звон бокалов с шампанским…

Но все меняется, как только Бенедикт, единственный и горячо любимый сын Маргариты, приводит в дом свою возлюбленную Фанни (ударение на последний слог) – прекрасную девушку, которая любит небо и самолеты, а потому служит стюардессой. Ее очередной полет заканчивается трагически, и место жены Бенедикта занимает Фаина, родная сестра Фанни. И внук влиятельной Маргариты, «наш Хьюго», рождается уже от нее. Жизнь, казалось бы, идет своим чередом, члены клана все так же собираются каждый Новый год за одним столом… Вот только Фаина, которую убитый горем Бенедикт поклялся любить в честь погибшей Фанни, оказывается в итоге изгоем. Муж ненавидит ее, поносит за спиной и в глаза, испытывая при этом классические страдания человека, который сам наломал дров и теперь пытается найти виновных. Ведь Фаина – не его прекрасная Фанни и даже не умеет открывать бутылки с шампанским, как это виртуозно проделывала ее погибшая сестра.

«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца
Кадры из фильма. Источник: Kinopoisk.ru

Неприязнь Бенедикта к жене усиливается, окрестности кланового поместья поражает загадочная гниль, а в самом государстве продолжаются беспорядки. Старинный дом зарастает изнутри ветками и корнями, покрывается тленом, привычное веселье сменяется удушливым тревожным упадком. Семья вспоминает Фанни, связывая с ней все прекрасное, и продолжает травлю Фаины, чья вина лишь в том, что «та мертва, а она жива»… Один сюрреалистический виток истории сменяет другой, атмосфера становится все более депрессивной, кажется, что все члены клана дружно сошли с ума. И апогеем чудовищного абсурда становится убийство, причем жертва, по мнению палачей, «сама довела» их.

Примечательно, что герои фильма Литвиновой ищут любовь, но все время терпят неудачу. Сама Маргарита годами, даже десятилетиями ждет телефонного звонка «того самого», кузен Борис увлекается заезжей певицей, а Бенедикт пытается создать замену погибшей возлюбленной и искренне не понимает, почему ненавидит ту, кого сам же поставил на ее место. Вместо отношений в фильме сплошной суррогат, искусственно созданная химера, не имеющая ничего общего с реальностью. Из-за этого зритель не понимает, кому здесь сопереживать, если это вообще возможно по отношению к пораженным душевной болезнью персонажам. Пусть это с моей стороны и чересчур эмоциональное высказывание, однако ту же Маргариту трудно назвать здоровой после того, как она наняла актрису, чтобы та звонила Фаине и притворялась ее якобы выжившей после катастрофы сестрой… И как бы часто ни повторялось в течение двухчасовой картины слово «любовь», самим этим чувством здесь и не пахнет. Зато достает с лихвой тлена и декаданса.

Что характерно, фильм при всем этом отличается прекрасной работой костюмеров и декораторов. А мрачная музыка, написанная Земфирой специально для «Северного ветра», еще больше усиливает общее впечатление. Лента Литвиновой словно картина Иеронима Босха – пугающая и притягательная одновременно. Четко выстроенные композиции, продуманные планы и раскадровки, а также грамотно подобранные фильтры делают «Северный ветер» жутковатым визуальным шедевром, мертвенно прекрасной открыткой. Которую вы, если не уйдете из зала после первых минут, обязательно досмотрите до конца.

Из слабых мест, пожалуй, стоит отметить игру отдельных актеров – та же Рената Литвинова, безусловно, прекрасная и умная женщина, но исполнение ведущей роли с режиссерским креслом, по-видимому, сыграло с ней злую шутку. Порой, особенно в первой половине фильма, лично у меня складывалось впечатление, будто актриса забывала свой текст и вспоминала его на ходу, а переснять дубль почему-то желания не возникало. Или просто некому было указать ей на недоработку уже как режиссеру? Однако это мое субъективное мнение, не претендующее на истину.

Не дотягивает, на мой взгляд, и Ульяна Добровская, дочь Литвиновой, играющая прекрасную Фанни. Как, впрочем, и Софья Эрнст, супруга известного телевизионного босса. Смотреть на отдельные сцены с ней попросту невыносимо, хотя именно она исполняет роль несчастной Фаины. Актрису бы посильнее на ее место, и могло получиться гораздо красивее и страшнее. Но уже снятый фильм, как и история, увы, не имеет сослагательного наклонения.

«Савинов про кино»: «Северный ветер» – депрессивная жесть, которую хочется досмотреть до конца
Кадры из фильма. Источник: Kinopoisk.ru

Зато неожиданно хорошо показал себя Никита Кукушкин, которого большинство зрителей вспомнят разве что по сакраментальной фразе «А мы из Чертаново!» в «Притяжении» Федора Бондарчука. В «Северном ветре» он играет чудаковатого профессора Жгутика, однозначно самого интересного персонажа в его послужном списке. Ярко отметилась и Светлана Ходченкова, чье появление в кадре затмило разом игру Ульяны Добровской и Софьи Эрнст. А вот Антон Шагин в роли Бенедикта раскрывается лишь во второй половине фильма, поначалу играя блекло и невыразительно. Хотя актер он при этом весьма неплохой.

Так что же в итоге, наверняка спросит читатель, идти на новую ленту Ренаты Литвиновой или же пропустить? Если вы любите фантасмагории и хорошую операторскую работу, «Северный ветер» однозначно принесет вам эстетическое наслаждение. Но чего уж точно не стоит ждать от этого фильма, так это легкости восприятия и душевного подъема. Даже если вы покинете кинозал в восторге от очередного творения Литвиновой, тяжеловатое послевкусие вам все равно обеспечено.

Сергей САВИНОВ

6

Материалы по теме

Похожие записи

Из этой же рубрики

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: