Сегодня, 2 декабря, состоялась премьера нового отечественного медиапродукта под претенциозным названием «Ваша честь» (18+). В центре сюжета – честный судья, который вынужден пойти на сделку с совестью, чтобы защитить сына. Примерно так говорится в аннотации, и знатоки могут сразу узнать одноименный сериал от CBS с Брайаном Крэнстоном («Во все тяжкие») в главной роли. Впрочем, если копать совсем уже глубоко, то и американцы всего лишь сняли свою адаптацию израильского «Судьи» 2017 года.
Я не мог пройти мимо российской версии сериала хотя бы потому, что одну из главных ролей там играет актер из Тверской области – уроженец Кашина Владислав Миллер. Но, разумеется, дело не только в нем. Любая адаптация популярного продукта интересна сама по себе, ведь задача создателей – приспособить чужую историю под национальный менталитет. Получается далеко не всегда успешно, как было, к примеру, с российским ремейком «Доктора Хауса» с Алексеем Серебряковым. А вот адаптация британской «Жизни на Марсе», напротив, вышла довольно стильной и захватывающей (речь о сериале «Обратная сторона Луны» Александра Котта). И тем интереснее было сравнивать обе версии истории о чести и совести.
Итак, несовершеннолетний сын известного судьи сбивает на машине мотоциклиста и скрывается с места аварии. Жертвой оказывается наследник местного криминального авторитета, который точно не спустит такое на тормозах. Зная это, судья принимает решение защитить своего отпрыска во что бы то ни стало, ведь это единственный родной человек, оставшийся после смерти жены. Собственно, это все, что объединяет оба сериала, отечественный и американский. В остальном создатели российской версии напустили столько национального колорита, что сюжет в итоге скачет будто безумный пони, за которым несется неуправляемый грузовик. Увы, сравнение получилось не в пользу нашего сериала.
В американской версии сын судьи Адам едет на старом универсале к месту гибели матери. Из-за волнения, а также из-за приступа астмы парень отвлекается от дороги, и это приводит к трагической случайности – как раз в этот момент мимо проезжает сын мафиози на мотоцикле. И вот дальше начинается мрачная драма, от которой, тем не менее, сложно оторваться. Хантер Дуэн, играющий Адама, выкладывается по полной, изображая весь спектр эмоций от шока и отвращения до желания помочь, в итоге уступающего место трусости и малодушию. Его герой убегает, игнорируя вызовы с номера 911, куда он поначалу звонит сам, а потом прячется дома, застирывая окровавленную одежду. У зрителя же все это время перед глазами стоит захлебывающийся в собственной крови мотоциклист со сломанной ногой, вывернутой под неестественным углом. Таким образом нас с самого начала погружают в жесткий натурализм, и собака, слизывающая кровавые ошметки с асфальта, еще не самое жуткое. Но отвернуться при этом не хочется – ты веришь персонажам Хантера Дуэна и Брайана Крэнстона, который в отчаянии хватается за голову, когда узнает, что его сын убил человека. Веришь и хочешь узнать, как они оба выберутся из этой передряги.
Теперь для сравнения все то же самое в отечественном сериале. Такая же авария, такое же малодушие со стороны сына судьи – но смотрится все происходящее как плохая копия. Если Адам в американском Your Honor вызывает искреннее сочувствие, то его русское альтер эго Антон в исполнении нашего земляка с самого начала ведет себя, как сынок влиятельного папашки. Да, у него тоже умерла мама, он тоже страдает астмой, но машину при этом взял просто «чтобы покататься». Он не пытается помочь сбитому мотоциклисту, сбегая сразу же после того, как тот хватает его окровавленной кистью за ногу – штампованный ход, еще и со скримером, будто перед нами фильм ужасов. И какое после этого может быть сострадание к бесчувственному мажору на дорогом «Лэнд Ровере»?
Решение сдвинуть важные пояснения к моменту после аварии приводит к тому, что та же астма Антона начинает восприниматься как притянутое за уши неубедительное оправдание. Мы не видим момента потери ингалятора, не видим душевное состояние парня, из-за которого и произошло столкновение с мотоциклом. Скорее хочется поверить, что сын Михаила Романова (так зовут судью в русской адаптации) напился или принял каких-то запрещенных веществ, но точно не наделал глупостей из-за шока и плохого самочувствия. К слову, с Адамом из Your Honor все это происходит в годовщину смерти матери, что хорошо объясняет его нервозность. Антон же всю первую серию ведет себя как перепуганный подросток из влиятельной семьи, который при первой возможности напоминает отцу про его «связи». А честный судья Романов, узнав, чьего родственника сбил его сын, устраивает омерзительный спектакль в полицейском участке – честное слово, на его потуги выйти из ситуации по-настоящему противно смотреть. И жалко действительно потрясающего актера Олега Меньшикова, которому по факту некого играть.
Диалоги натянуты и искусственны, переживания героев не вызывают сочувствия, а все сильные стороны американской драмы оказались слиты продюсерами в угоду зрелищности и отсылкам к беспредельным российским девяностым. Взять, например, сцену в больнице, где «хозяева жизни» безнаказанно устраивают погром на глазах зажавшегося в темном углу медика. Но что самое неприятное – криминальный авторитет Разин в исполнении Алексея Серебрякова вызывает больше сочувствия и уважения, чем заявленный «честным» судья Михаил Романов. По крайней мере, бандит оказывается более логичным и последовательным в своих действиях.
Каков же вердикт? Сериал вполне мог стать достойной версией американского и израильского собратьев, однако ему не хватило целостности, продуманности и четких посылов. В итоге история распадается на плохо связанные между собой куски, и происходящее на экране быстро наскучивает. Увы, у отечественных киноделов получился очередной «Доктор Рихтер».
Впрочем, если вы не смотрели версию с Брайаном Крэнстоном, «Ваша честь» с Меньшиковым поначалу может вызвать интерес. Но рано или поздно вы все равно наткнетесь на сюжетные дыры и разочаруетесь.
Сергей САВИНОВ