Сегодня вряд ли кому-то придет в голову, что укол в больнице могут сделать уже использованным шприцем. Да что там говорить – в современных автоматах с газировкой просто немыслимы многоразовые граненые стаканы. А ведь все это еще застало поколение нынешних сорокалетних, тех, чье детство пришлось на закат СССР. Та эпоха во многом была переломной, и если подойти с умом к ее наследию, идеи для хороших фильмов и сериалов оттуда можно черпать бесконечно. Многие сейчас это делают, но увы, получается далеко не у всех. Кто-то скатывается в «чернуху», упоенно смакуя негативные стороны поздней советской жизни, другие, напротив, рисуют молочные реки с кисельными берегами.
Мини-сериал «Нулевой пациент» (18+) тоже обращается к тому времени и рассказывает о первой массовой вспышке ВИЧ в Советском Союзе. Получилось ли у режиссеров Сергея Трофимова и Евгения Стычкина выдержать баланс между той самой «чернухой» и ностальгией по мороженому за сорок восемь копеек? Рискну ответить на этот вопрос положительно.
На первый взгляд, в истории о смертельной болезни вряд ли можно найти что-то хорошее, и сама тема заранее настраивает нас на просмотр депрессивного триллера. Однако, чуть забегая вперед, скажу, что не все так прямолинейно. Но для начала немного матчасти – при просмотре этого сериала необходимо знать важные детали о самой болезни и отношению к ней в Союзе.
С ВИЧ-инфекцией и, соответственно, СПИДом человечество впервые столкнулось в начале восьмидесятых. Примерно в то же самое время опасный вирус проник и в СССР, однако, во-первых, на тот момент еще не было массовых вспышек, а во-вторых, само его существование в нашей стране отрицалось. Считалось, что ВИЧ возможен только в Африке и странах загнивающего Запада, более того, его носителями якобы могут быть исключительно «бомжи, проститутки и наркоманы». К сожалению, подобное отношение к опасной болезни в итоге привело к большому социальному потрясению, о чем и рассказывает «Нулевой пациент».
Дисклеймер в начале первого эпизода сообщает нам, что некоторые детали, даты и имена изменены из уважения к памяти ушедших и к ныне живущим. Это сразу снимает все вопросы касательно документального следования сюжета реальным событиям. Создатели заранее оградили себя и свое детище от спекуляций, что можно только поддерживать. А потому любые вольности воспринимаются значительно проще.
Основной сюжет разворачивается в детской больнице Элисты, столице Калмыцкой АССР. На дворе осень 1988 года. Нас знакомят с молодым педиатром Кирсаном Аюшевым, который в первый же день работы сталкивается со странными симптомами у маленькой девочки и даже смертью еще одного маленького пациента. Доктор сопоставляет клиническую картину с тем, что он читал в западном медицинском журнале, и подозревает у детей ВИЧ. Вот только главный врач Марат Теменович категорически не согласен с диагнозом, и Аюшев тайком отправляет детские анализы в Москву. К сожалению, ответ приходит положительный…
Далее события развиваются в лучших традициях медицинского детектива, но с учетом позднесоветской специфики. Столкнувшись со страшной болезнью, наличие которой в СССР отрицается, все реагируют по-разному. Врачи выполняют свой долг, чиновники всех мастей пытаются решить проблему, не привлекая к ней лишнее внимание, а органы госбезопасности ищут «утечку» секретных данных.
Все это происходит на фоне агонизирующего советского уклада, который перестанет существовать уже через несколько лет. Страна необратимо меняется, причем происходит это стремительно. И пока на экранах кинотеатров крутят скандальную «Маленькую Веру», на Кавказе вспыхивает Карабах. На дискотеках звучит советский экспериментальный синти-поп, в московских парках гопники «ремонтируют» гомосексуалистов, а в газетах публикуют все более смелые материалы. К слову, одного из наших коллег играет второй режиссер – Евгений Стычкин, который ранее уже примерял на себя роль журналиста в мини-сериале «Просто представь, что мы знаем». И играет, стоит отметить, весьма хорошо. Да и в целом к «Нулевому пациенту» мало претензий в плане актерской работы.
Аскару Ильясову явно удался его герой – честный и бескомпромиссный молодой врач, зачастую страдающий из-за собственного обостренного чувства справедливости. Никита Ефремов также неплох в своей роли столичного эпидемиолога, который удивительным образом сочетает в себе сына высокопоставленного медицинского чиновника, то есть явного «мальчика-мажора», классного специалиста и заодно человека, прошедшего Афган. И, конечно же, нельзя не отметить «старую гвардию» – Владимира Стеклова, Алексея Маклакова, а также Сейдуллу Молдаханова.
У сериала есть и другая сильная сторона – бережное отношение к бытовым деталям времен позднего Союза. Почему-то многие отечественные киноделы считают, что подчеркнуть советскую эпоху можно бесчисленными красными флагами и транспарантами, но при этом забывают, например, о зажигалке-пистолете «Скилтава» или о довольно специфической манере девушек краситься. В «Нулевом пациенте», к слову, это учитывается, а потому Зиночка в исполнении Виктории Агалаковой выглядит типичной медсестрой из восьмидесятых. Примечательно, что ранее лучше всего позднесоветский быт удалось передать HBO в мини-сериале «Чернобыль», и тем самым американская студия, как бы странно это ни звучало, внесла большой вклад в российский кинематограф – задала довольно высокую планку, которой просто-напросто стыдно не соответствовать. И стоит отметить, что «Нулевой пациент» на этом фоне смотрится весьма достойно.
Для показа же крупных планов советской Москвы создатели сериала нашли простой и довольно-таки элегантный способ – вмонтировали кадры старой хроники. Она, конечно же, выделяется из современного видеоряда с эффектом боке и полутонами, но при этом воспринимается достаточно органично.
В целом же у Трофимова со Стычкиным получился действительно атмосферный медицинский детектив с декорациями позднего СССР – без столь любимой отечественными киноделами «чернухи», но вместе с тем довольно жесткий и бескомпромиссной. А главное, он рассказывает о неравнодушных людях, которые на первый план ставят честь, долг и совесть.
Если вы еще не добрались до него, настоятельно рекомендую восполнить это пробел. Тем более что сегодня как раз выходит заключительная серия.
Сергей САВИНОВ