Самым удобным способом добраться до филологического факультета для меня был трамвай четырнадцатого маршрута. Требовалось лишь немного пройти из Затьмачья до остановки на проспекте Калинина и сделать это не позже 8:05. Именно в это время – минута в минуту! – подкатывала громыхающая «Татра», которая и везла меня в alma mater.
Трамваи ходили строго по расписанию, и по ним без преувеличения можно было сверять часы. Если нужный вагон опаздывал, значит, по дороге с ним что-то случилось – либо ДТП на путях, либо обрыв проводов. Во всех остальных случаях «мой» четырнадцатый приходил вовремя на проспект Калинина и так же вовремя добирался до остановки «Улица Склизкова». Четко в 8:20, а в 8:30 как раз начиналась первая пара.
Если бы этот вид транспорта сохранился в Твери, можно было бы отправиться в сентиментальное путешествие по студенческому маршруту. Сегодня я так и сделаю, только вместо трамвая будет велохронометр. Потому что отрезок пути пролегает через исторические места старинной Твери, уходящие аж в глубину Смутного времени.
В поисках мельницы
Современная улица Спартака переходит в проезд Дарвина на перекрестке с малоприметной улицей Тимирязева. Последняя идет от берега Тьмаки, и одно время именовалась Фабричной слободой – напомню, что рядом как раз находится закрытая ныне фабрика имени Вагжанова, она же в прошлом мануфактура Берга. Мы уже знаем о ней по одному из первых путешествий, поэтому вновь останавливаться не будем.
Любопытно, что с 1938-го Фабричную слободу переименовали в честь Климента Аркадьевича Тимирязева, одного из первых сторонников и активных пропагандистов дарвинизма в России. Так что соседство с проездом, названным в честь знаменитого английского естествоиспытателя, отнюдь не случайность. Но еще раньше, до революционных событий и волны переименований это была Архиерейская слобода – по архиерейскому же имению Трехсвятскому. О нем чуть позже, сейчас же пока задержимся на этой маленькой улочке.
Еще в XV веке где-то в этих местах, по данным исследователя Константина Литвицкого, находилась старинная слобода Волкуша. Ее разорили польско-литовские интервенты, прокатившиеся очередным нашествием в 1609 году. Они же уничтожили и старинный Трехсвятский монастырь, расположенный неподалеку. Известна еще одна любопытная деталь об этой обители – рядом, на берегу Тьмаки, была построена принадлежавшая ей ветряная мельница. Датируется ее появление XV веком, то есть мельница достаточно старая. Польско-литовское воинство уничтожило и ее, но горожане восстановили, как и монастырь. Возрожденная обитель перешла к Тверскому архиерейскому дому, а мельницу прозвали Шутихой. Почему – уже доподлинно неизвестно. Просуществовала она вплоть до начала XX века, когда была заброшена и в конце концов канула в Лету. Хотя при должном упорстве на берегу Тьмаки можно найти оставшийся от нее холмик и следы пешеходного мостика.
По дорогам эволюции
В начале XVIII века местечко Трехсвятское стало загородной резиденцией тверского архиерея, а сам монастырь, по некоторым данным, действовал вплоть до 1767 года. Но уже к этому времени территория активно осваивалась – в 1739-м было построено здание консистории (учреждение по управлению епархией), с 1744 по 1752 годы разбит парк, выкопаны пруды и возведены различного рода строения. В том числе, например, Троицкая церковь, ныне не существующая.
Впоследствии архиерейская резиденция достраивалась и переделывалась, а после революции, разумеется, отошла государству. В разное время там располагались учебные заведения (к примеру, Тверской учительский институт и сельхозтехникум) и жилье, а в консистории даже первая станция юннатов.
Собственно, то ли в конце 1920-х, то ли в начале 1930-х безымянная дорога стала проездом Дарвина. А следом, как мы уже знаем, Архиерейская слобода стала сначала Фабричной и затем улицей российского дарвиниста Тимирязева. Парк в 1930-х стал Детским, но при этом сильно уменьшился – часть его заняло новое трамвайное депо рядом со Станционным шоссе (так назывался будущий проспект Чайковского, ведущий к вокзалу). Тогда же построены дезинфекционная станция и санпропускник (дома №№13 и 15 по Дарвина), в 1940-м – хлебозавод №2 (теперь «Волжский пекарь»).
Полностью же Трехсвятское прекратило свое существование в середине 1960-х, когда снесли все его здания. Проезд Дарвина расширили, в 1967 году там проложили рельсы и пустили трамвай тринадцатого маршрута. А в 1977-м – «мой» тот самый четырнадцатый, просуществовавший вплоть до 2010 года. Еще, если кто помнит, там же ходил «трамвай выходного дня» №16.
Нынешний ДДМ (Дворец детей и молодежи) построили в 1979-м, только назывался он раньше Дворец пионеров. Здание стоит чуть южнее уничтоженного архиерейского дома, тот фактически располагался там, где сейчас проезжая часть. А новую станцию юннатов открыли в 1985 году на месте также снесенной консистории.
А вот еще один любопытный факт. Во внутреннем дворе ДДМ стоит памятник Михаилу Ивановичу Калинину – третий в нашем городе и последний по времени установки (он появился там в начале 1980-х). Первый, напомню, стоял на бывшей площади Революции (ныне Соборная), потом, в 2014-м, переехал на проспект Калинина. Второй памятник «всесоюзному старосте» прячется на железнодорожном вокзале, и о нем, к слову, тоже многие не знают или просто забыли.
Helló, Kaposvár!
Площадь Капошвара фактически появилась в 1957 году, первоначально не имела названия, а потом стала Круглой. Смысл прост и легко читается по двум полукруглым домам – 17-му по проспекту Чайковского на пересечении с проспектом Победы (там еще расположена детская стоматология) и «Фолианту» на другой стороне. Предполагалось, что она станет своего рода сестрой-близняшкой площади Терешковой (до 1963-го Новопромышленной). Но в январе 1967-го на Круглой построили первую в Калинине жилую девятиэтажку (№7 по проспекту Чайковского). В сентябре того же года сдали второй такой дом – №17. И тогда же Круглую переименовали в честь венгерского города-побратима Калинина – Капошвара. Кстати, правильно он называется Капошвар, с ударением на первую «А». Но русскоязычному человеку произносить так довольно непривычно, и потому мы говорим «Капошвара». Было у площади и неформальное прозвище – площадь Кошмаров. Возникло оно из-за того, что движение там считалось нервирующим и неудобным. Причиной тому был трамвайный перекресток, с которого «городские поезда» уходили почти во все стороны.
А задолго до революции местность в районе современной площади Капошвара звалась залихватским словечком Разгуляй. Потом ее начали застраивать, и в XIX веке возникла одноименная улица, впоследствии ставшая Лазурной – нетрудно догадаться, по протекающей рядом речке. Каждую весну ее заливало тьмацкой водой, и продолжалось это фактически до 1970-х, когда строили Тверской проспект и возвели защитную дамбу.
Любопытно, что с 1930-х по 1953 год Лазурная называлась именем Горького. И лишь потом в честь знаменитого писателя назвали улицу в Заволжском районе, более крупную и оживленную. А Лазурная, которой вернули прежнее название, просуществовала до начала 1980-х, когда дом №3 по ней был перезачислен по адресу Чайковского, 5 (это построенное в 70-х общежитие работников связи), а последние частные домики снесли для постройки высоток и детского сада №134.
Сегодня все эти места выглядят совершенно иначе, нежели еще полвека назад. Нет больше в Твери ни Трехсвятского, в честь которого, кстати, в свое время назвали и нынешнюю главную пешеходную улицу, нет Разгуляя и нет Волкуши. Пропал из Твери и трамвай. Зато есть наша память и возможность заглянуть в прошлое.
История, как и время, идет своим чередом, и об утраченном нет смысла горевать. Но знать и помнить – необходимо.
Сергей САВИНОВ