Еще не так давно сериалы считались второсортным продуктом – тем, что можно посмотреть в перерывах между громкими кинопремьерами. Сейчас же, напротив, зритель подсел на долгоиграющие истории, и особенно это проявилось в 2020-м, когда весь мир, напуганный ковидом, сидел по домам перед мониторами.
А в этом десятилетии мы, кажется, окончательно приняли тот факт, что живем в эпоху сериалов. И если раньше большая часть подобной продукции снималась на скромный бюджет и чуть ли не на коленке, то сегодня очередной громкий стриминговый проект нередко способен переплюнуть большое кино по финансовым затратам и качеству съемок. Хотя случается и такое, что даже миллиардные вложения могут вылиться в пустоту.
Есть и еще одна особенность многосерийных фильмов, которая постепенно уходит в прошлое – быстрое «протухание». Зрители потребляли сериалы, как правило, здесь и сейчас, и история из минувшего десятилетия уже мало кого интересовала. Разумеется, всегда были исключения вроде «Друзей» или «Клиники», но основная масса телепродукта, имя которой легион, очень быстро оказывалась забыта. Теперь простенькой историей в недорогих декорациях мало кого удивишь, современный зритель привык к масштабным шоу вроде «Подпольной империи» или «Игры престолов». И даже более скромные проекты изо всех сил пытаются запомниться оригинальным сюжетом, уникальной режиссерской подачей и яркой актерской игрой.
Сделано у нас
В нашу страну, как обычно, мировой тренд пришел с опозданием, но прошло всего несколько лет, и в России расцвели свои стриминговые сервисы, предлагающие сериальный контент на любой вкус. И жестокая конкуренция с зарубежными проектами заставила наконец-то отечественных продюсеров сделать ставку на качество, а не количество. Получается, откровенно говоря, не всегда, но по-настоящему оригинальные сериалы остаются такими и спустя долгое время. Об одном таком мне и хотелось рассказать подробней.
«Почка» (18+) с Любовью Аксеновой в главной роли вышла еще в начале этого года в одном из онлайн-кинотеатров, но именно из-за эксклюзивного размещения не получила должного зрительского внимания. А между тем, этот сериал заслуживает пары-тройки вечеров напряженного просмотра. Чем же он так затягивает и кому все-таки вряд ли стоит его смотреть?
Зеркало реальности
Нередко отечественные проекты грешат двумя противоположностями – действительность в них либо чересчур приукрашена, либо навевает тяжелую депрессию. «Почке» же удается балансировать между смешным и грустным, реальностью и гротеском, тягой к жизни и безнадежной «чернухой». И тут срабатывает целый комплекс особенностей – сюжет, актерская игра и высокая динамика событий.
Главная героиня «Почки» – пожарный инспектор Наталья Кустова, молодая, но уже донельзя циничная, наглая и насквозь коррумпированная. Без тени сожаления она способна придраться к любой мелочи, угрозами вынуждая оппонентов решить дело взяткой. Девушка привыкла получать желаемое по щелчку, ведь абсолютно все, по ее мнению, можно купить – не только автомобиль премиум-класса, но и, к примеру, любовь. Наталья не останавливается даже в храме, где служит священником ее брат, а роскошную квартиру, как выясняется в процессе, она получила обманом, обведя вокруг пальца всех своих родственников.
Перед беспринципной фурией, казалось бы, автоматически открываются любые двери, а мораль и общечеловеческие нормы – это всего лишь препятствия на пути к счастливой жизни. Но тут внезапно Наталья сталкивается с тем, кто не берет взяток и кого невозможно ни подкупить, ни запугать, ни уговорить. Это смерть.
Любой ценой
Плановый медосмотр выявляет почечную недостаточность, и теперь у Натальи всего несколько месяцев, чтобы найти донора. Иных способов нет – очередь из таких же, как она, трехзначная, и пролезть по блату туда не получится. Положение осложняется тем, что по закону ей может уступить свою почку лишь кровный родственник, но из-за того, что Наталья испортила отношения со всеми своими близкими, рассчитывать на это не приходится. Правда, поначалу она просто не понимает безвыходность ситуации.
Наталья пытается решить проблему по привычке – обманом, подкупом, шантажом. Она буквально заставляет своего мужа подписать согласие, хотя тот явно не горит желанием остаться инвалидом или даже умереть на операционном столе. В итоге он просто сбегает через окно, а разгневанная Наталья продолжает «окучивать» ненавидящих ее родственников. И что самое удивительное – искренне не понимает, почему ее пассаж «нужна почка, а у тебя их две» не достигает желаемой цели. Но упорства девушке не занимать, и она проворачивает хитроумные, порой откровенно циничные схемы, пытаясь обмануть судьбу. В итоге Наталья даже находит родного отца, который долгое время считался умершим, но на самом деле давно живет в другой семье.
Продолжая по собственному обыкновению считать других людей за мусор, она все еще пытается идти по головам, однако судьба неумолима. И тогда Наталья постепенно начинает прозревать. А счет идет уже на недели, а потом и на дни…
С разбегу в жизнь
В «Почке», уместившейся в десять коротких серий и потому весьма динамичной, словно грязь со дна застойного пруда выплыли на поверхность чуть ли не все язвы российского общества – коррупция, мошенничество, семейные противоречия, несовершенство медицины и невообразимый цинизм. Последнее буквально иллюстрирует собой главная героиня, особенно в сцене с убитыми горем родителями разбившегося мотоциклиста. Узнав, что они в последний момент отказались отдать органы сына, девушка притворяется волонтером и уговаривает их помочь «славной Наташе Кустовой». После этого донорская почка все же достается нуждающейся в ней пациентке, у которой как раз подошла очередь, а пораженный наглостью героини врач переводит ее в другую клинику.
Удивительно, но несмотря на явный гротеск «Почка» заставляет поверить в возможность такого сюжета в реальности. Сериал лишь четко очерчивает грани проблем, выставляя их напоказ и безжалостно швыряя в лицо зрителю. И ты уже в какой-то момент перестаешь делить персонажей на положительных и отрицательных – даже старшая сестра Натальи, которую та постоянно унижает и ставит в неловкое положение, в итоге воспринимает ее помощь как должное. «Тебе же это ничего не стоит», – бросает она героине, получив квартиру и вдруг перестав быть обманутой дольщицей благодаря вмешательству младшей сестры.
И так с каждым основным персонажем – жалея и принимая поначалу их сторону, ты с оторопью наблюдаешь за их трансформациями. А потом понимаешь, что они все это время такими и были. Слабыми, где-то двуличными, со своими проблемами и «тараканами» в головах. И словно бы проходишь весь этот путь осознания вместе с главной героиней, которая начинает задумываться лишь когда тикает обратный отсчет.
Во многом, как я уже говорил, «Почка» затягивает не только своим сюжетом, но и актерской игрой – той же Аксеновой удалась на все сто циничная и наглая Наталья Кустова. Ей веришь и даже немного проникаешься сочувствием, хоть и постоянно держишь в голове все ее выходки. На своем месте и Николай Фоменко, играющий блудного отца Наташи, которому, кажется, кони дороже людей. И, конечно, отдельно стоит упомянуть небольшую, но яркую роль Ирины Розановой – начальницы и гром-бабы в погонах, которая видит в Наталье свою будущую преемницу, но потом очень быстро решает скинуть на нее все грехи инспекции.
Сериал однозначно стоит того, чтобы обратить на него внимание, если вы по какой-то причине пропустили его премьеру. Это, пожалуй, один из немногих действительно качественных российских проектов, которые можно пересматривать спустя длительное время.
Но если темы здоровья или, скажем, религии для вас запретные, возможно, стоит подумать – в «Почке» есть достаточно жесткие сцены, которые могут шокировать. Если же не боитесь, смело погружайтесь в катарсис.
Сергей САВИНОВ