Думаем, нет смысла напоминать лишний раз, что День Победы – по-настоящему народный праздник. Так или иначе война затронула каждую семью в нашей необъятной, а потому мы бережно храним память о тех событиях.
Один из способов погрузиться в атмосферу военных лет – это, конечно, кино. Особенно старое, снятое еще самими фронтовиками, непосредственными свидетелями и участниками Великой Отечественной. Не будем забывать, что и многие советские актеры знали о войне не понаслышке: Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Владимир Басов, Зиновий Гердт, Евгений Весник, Иннокентий Смоктуновский, Леонид Быков и еще целый ряд известных персон.
И, естественно, в День Победы телеканалы будут крутить проверенные временем фильмы. «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину» – этот список легко продолжить. Однако есть и другие ленты, забытые или малоизвестные, но которые при этом тоже стоит посмотреть.
Специально к 9 Мая «ТОП Тверь» подготовил для вас подборку подобных фильмов. Приятного просмотра!
«Жаворонок» (1964 г., режиссеры Никита Курихин, Леонид Менакер)
Когда три года назад на отечественные экраны вышел блокбастер «Т-34» с Александром Петровым, киноманы сразу же отметили сходство этого фильма со старым советским «Жаворонком». Сюжет тот же: советских военнопленных планируют использовать в качестве живых мишеней на учениях танкистов. Но те сбегают на трофейном Т-34 и по дороге иллюстрируют классическую ситуацию с жуком в муравейнике.
Черно-белый «Жаворонок» (12+) 64-го года заслуживает внимания по многим причинам. Например, если вы считали советские фильмы о войне слишком прямолинейными, то эта картина заставит вас пересмотреть свои взгляды. Ведь поначалу вырвавшиеся из немецкого плена бойцы не собираются геройствовать и совершать подвиги – они хотят просто сбежать. А один так и вовсе произносит крамольную для советского кино фразу о «прогулках с Риббентропом». Но в итоге танкисты все же прокатываются тяжелой сталью по сытой благополучной Германии, показав немцам каково это, когда война приходит в твой дом.
В фильме есть невероятно тяжелая, но при этом сильная сцена: пленные русские женщины, которые приняли одинокий Т-34 за «нашу армию, настоящую», бегут за танком и кричат. А танкисты зажимают руками уши, не в силах выдержать мольбы о помощи…
Обязательно посмотрите это кино, оно не оставит вас равнодушными.
«Отец солдата» (1964 г., режиссер Резо Чхеидзе)
Во времена СССР кино снимали не только на центральных студиях вроде «Мосфильма», но и на республиканских. Одной из таких была «Грузия-фильм», где было выпущено немало достойных картин. И «Отец солдата» (0+) как раз одна из них.
Главный герой ленты – Георгий Махарашвили, пожилой крестьянин-виноградарь. Сын Георгия, раненный в бою, лежит в госпитале, и старик едет с ним повидаться. Но пока он добирается до места назначения, парня уже вновь отправляют на фронт. Что делать Георгию? Ничего не остается кроме как двинуться на поиски сына вместе с советской армией.
Это очень добрый и трогательный фильм о родительской любви. Приехав повидаться с сыном, старик сам вступает в бой за общую бескрайнюю Родину, дойдя в итоге до самого Берлина.
Есть весьма показательный факт. В советские годы в Севастополе молодой человек пришел в милицию и сознался в краже. А когда у него спросили, что его побудило так поступить, он ответил: «Я только что посмотрел фильм «Отец солдата» и решил, что буду честно жить на белом свете».
«Проверка на дорогах» (1971 г., режиссер Алексей Герман)
Действие ленты происходит в 1942 году, когда положение на фронтах было сложным и до коренного перелома еще не дошло. Лейтенант Иван Локотков, командующий партизанским отрядом, вынужден искать выход из ситуации, когда людей кормить нечем, а кругом только сожженные деревни и свирепствующие фашисты.
Единственный выход – захват вражеского эшелона с продовольствием. Но станция, где задумано провести операцию, надежно охраняется. Помочь вызывается вроде как раскаявшийся полицай Лазарев, и Локотков оказывается перед сложным выбором: с одной стороны, немцы знают коллаборациониста в лицо, а с другой – у командира еще остаются сомнения в его порядочности. В итоге Локотков все же идет на риск…
Первоначально картина называлась «Операция «С новым годом!»», как и послужившая основой повесть Юрия Германа, отца режиссера. Но в прокат она вышла уже как «Проверка на дорогах» (16+), да еще и с опозданием на 15 лет. Это яркий образчик того, что принято называть «возвращенным кинематографом» – вплоть до горбачевской эпохи гласности лента пролежала на полке. Просто в Госкино посчитали фильм порочащим народное сопротивление врагу. Сам Алексей Герман считал, что его работу запретили из-за показанной в ней жалости к людям, попавшим в плен.
Как бы то ни было, «Проверка на дорогах» вышла только в 1986 году. А в 1988-м ее создатели получили Государственную премию СССР. Снималась она, кстати, в нашей области – в Бологом.
«Это мы, господи…» (1990 г., режиссер Александр Итыгилов)
Фильм рассказывает об обороне Москвы в 1941 году. На Волоколамское направление прибывает рота курсантов столичного Краснознаменного пехотного училища под командованием лейтенанта Ястребова. Заняв оборону, они обнаруживают, что фронт прорван, и немцы уже совсем близко.
Атаки и контратаки, авианалеты и танковые прорывы – курсанты гибнут, но твердо стоят на позициях… Лента «Это мы, господи…», снятая по повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой», стала последней в карьере режиссера Александра Итыгилова. И в ней уже хорошо виден мрачный налет позднего кинематографа СССР.
Это настоящее детище своего времени, наполненное как героизмом, так и безысходностью, нехарактерной ранее для советского кино о войне. Его определенно стоит посмотреть, вот только будьте аккуратнее с рейтингом 0+, который почему-то присвоили фильму – в нем есть как минимум один натуралистично-неприятный эпизод. Детям «Это мы, господи…» все же лучше не смотреть.
«Гу-га» (1989 г., режиссер Виллен Новак)
Тема штрафных батальонов и заградотрядов в Великую Отечественную достаточно скользкая и неоднозначная. Так, например, в начале двухтысячных было сломано немало копий в спорах о сериале Николая Досталя «Штрафбат» с Алексеем Серебряковым в главной роли.
Но первым отечественным фильмом, рассказывающим об этой стороне войны, стал еще советский «Гу-га» 1989 года (18+). Эта двухсерийная драма в последние годы СССР стала откровением, но потом благополучно затерялась, и теперь о ней знают разве что отъявленные киноманы.
Посмотреть ее любопытно хотя бы потому, что это продукт поздней перестройки, снятый на тему самого страшного испытания в истории нашей страны. Как считают отдельные критики, создателям ленты удалось пройти по тонкой грани между «чернухой» и «попсой». Другие же полагают, что «Гу-га» представляет собой типичную «антисоветчину», ставшую трендом в конце восьмидесятых – начале девяностых.
Впрочем, рассказывает она все равно о людях, которые ценой собственных жизней ковали Победу. И неважно, в каких батальонах они при этом сражались.
«Восхождение» (1976 г., режиссер Лариса Шепитько)
Этот фильм чуть было не попал под запрет, но все же вышел на экраны – после прямого вмешательства Петра Машерова, первого секретаря белорусского ЦК КПСС. И не зря: «Восхождение» (16+) стало первой советской картиной, получившей «Золотого медведя», высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине.
Шепитько сняла не просто фильм о войне, а философскую драму, наполненную евангельскими символами и заставляющую задуматься о вечном. Основой для сценария послужила повесть Василя Быкова «Сотников», рассказывающая о двух партизанах, попавшихся в руки врага.
Ленту нельзя назвать простой для восприятия, но ее определенно стоит посмотреть.
«20 дней без войны» (1976 г., режиссер Алексей Герман)
Сценарий для этого фильма написал Константин Симонов, взяв за основу свою же одноименную повесть. В итоге получилась нестандартная для советского кинематографа о войне мелодрама (12+).
Действие происходит в 1942 году, в самый разгар Сталинградской битвы. Но лента рассказывает не о ней – жестокая бойня остается за кадром, а повидавший ее фронтовой журналист Лопатин окунается на три недели в мирную жизнь. В Ташкенте, куда он приезжает отдохнуть и оправиться вдали от войны, даже продолжают работать театры, что ему совсем не привычно…
За эти 20 дней без грохота снарядов и воя сирен Лопатину предстоит встретить новый 1943 год, посетить местную киностудию, где по его очеркам снимается фильм, и даже пережить невероятную любовь.
Главные роли в картине исполняет яркий актерский дуэт Юрия Никулина и Людмилы Гурченко.
«В шесть часов вечера после войны» (1944 г., режиссер Иван Пырьев)
Возможно, кто-то удивится, но кино не переставали снимать даже в ходе Великой Отечественной. Естественно, текущие события во многом предопределяли тематику фильмов, и все же самое главное – они были востребованы.
Лента Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» – это мюзикл, что для советского кино являлось вполне привычным. Герои говорят стихами, и время от времени звучат песни. Весьма нестандартно для кино о войне, пожалуй, это даже единственный мюзикл о Великой Отечественной. Но главная тема здесь все же любовь. Артиллерист Вася и зенитчица Вера договорились встретиться на Каменном мосту в Москве, когда закончится война, и судьба обязательно вознаградит их за терпение.
Сегодня этот советский мюзикл сороковых годов оказался незаслуженно забыт, и 9 Мая – хороший повод вспомнить о нем, погрузившись в ту атмосферу под музыку Тихона Хренникова.
Надеемся, что наша подборка помогла вам найти фильм по душе.
Сергей САВИНОВ