Это здание, расположенное рядом с «Кванториумом» на пересечении бульвара Радищева и Студенческого переулка, вы наверняка хорошо знаете. Обойти его своим вниманием, прогуливаясь по центру города, достаточно сложно. Особенно после того, как его отреставрировали и украсили вечерней подсветкой. Многие даже правильно скажут, что это усадьба Корвин-Литвицких – спасибо новостной ленте и соцсетям. Но вот на вопрос, о ком идет речь, ответят уже не все.
Быстрый поиск информации в интернете выдает стандартный ответ: Петр Михайлович Корвин-Литвицкий, для которого и построили эту усадьбу по проекту Карла Росси, был титулярным советником. Если копать чуть глубже, выяснится, что он же помещик Тверского и Корчевского уездов. Но более вдумчивый поиск (например, чтение путевых записок Алексея Михайловича Петропавловского 1852 года) приведет нас к тому, что Петр Михайлович одно время служил секретарем консистории, то есть учреждения по управлению епархией. В Твери это присутственное место располагалось в Трехсвятском, где сегодня находится Дворец творчества детей и молодежи на проезде Дарвина. Подробнее можно почитать в одном из выпусков «Велохронометра».
Вот теперь, пожалуй, можно поговорить о самой усадьбе. Ее построили двести лет назад, в 1820-х, и бульвар Радищева тогда именовался Мироносицким по названию храма Жен Мироносиц. Ныне он больше не существует, и на его месте теперь двор жилого дома №9 по Тверскому проспекту и соседнего 13-го по бульвару. Однако вернемся к основному объекту нашего рассказа. После смерти Петра Михайловича Корвин-Литвицкого усадьба перешла его младшему сыну Константину, затем его супруге Софье Петровне (в девичестве Мартос), а уже после ее кончины в 1880-м – тоже Софье, только Константиновне, их дочери.
Владела она усадьбой недолго – уже в 1890-м здание было продано, но перед этим капитально отремонтировано. Известно, что в начале XX века там располагался… пивной склад Трехгорного завода из Москвы. Само предприятие вполне предсказуемо отошло после революции государству, а склад поначалу использовался разными советскими конторами по тому же назначению. А после Великой Отечественной главное здание усадьбы превратили в жилой дом с коммунальными квартирами. Причем перепланировке оно подверглось как внутри, так и снаружи. Посмотрите на этот снимок – вместо изящного мезонина грубая двускатная кровля. Совершенно иное впечатление.
Так было вплоть до 1970-х годов, когда усадьбой занялся Анатолий Иванович Кустов, архитектор и исследователь деревянного зодчества Тверской области. В то время он как раз трудился в Специальной научно-реставрационной производственной мастерской №4 треста «Мособлстройреставрация». По проекту Анатолия Ивановича исторический памятник восстановили почти до первоначального облика. К сожалению, из двух флигелей сохранился только один – тот, что соединяется воротами с главным зданием вдоль бульвара Радищева. Второй, стоявший по Студенческому переулку, разобрали тогда же, в семидесятых.
Затем одно время в усадьбе располагалась редакция газеты «Смена», а после развала Союза – коммерческая фирма и издание «Из рук в руки», впоследствии некоторые отделы ТГОМ. А в 2023 году после новой реставрации в здании разместился музей Валентина Сидорова, известного художника-пейзажиста, уроженца Тверской губернии.
Так что, будете рядом, не проходите мимо. Внимательно осмотрите усадьбу и загляните в музей.