Не проходите мимо: паровоз-герой войны

12:02

05 июня 2024

2066

Не проходите мимо: паровоз-герой войны
Фото: Сергей Савинов, художественное оформление: ТОП Тверь

Пассажиры поездов, проезжающих через наш город, могут увидеть в окно старый паровоз, одиноко стоящий у забора недалеко от вокзала. К сожалению, у самих тверитян подобраться к нему почти нет возможности – в 2009-м паровоз отгородили забором, ликвидировав фактически единственный проход с улицы Железнодорожников. Его, конечно, видно с перрона, вот только пройти на вокзал просто так, без билета на поезд, у вас не получится. А между тем, это легендарная машина, о которой нельзя забывать.

Речь про Эм 725-39, который участвовал в снабжении блокадного Ленинграда по «Дороге победы» – маршруту, проложенному вдоль южного побережья Ладоги. Он еще был известен как «коридор смерти». Столь мрачное название возникло из-за того, что поезда подвергались постоянным обстрелам, и водить их было делом, мягко говоря, непростым. Обстрелы и авианалеты случались довольно часто, и всех машинистов можно смело назвать героями.

Не проходите мимо: паровоз-герой войны
В 2006-м к паровозу еще можно было пробраться, но в 2009-м его отгородили забором. Фото из архива Сергея Савинова

Но вначале давайте немного поговорим о самом паровозе. Его собрали на Брянском заводе «Красный Профинтерн» в 1933 году, а вообще, эта серия машин представляла собой модернизированную версию еще дореволюционного паровоза, разработанного инженером Вацлавом Лопушинским. Неофициально их называли по-разному: «Эховский», «Эхо», «Эшка» и даже «Эшак». А выпускали с 1912-го аж по 1957-й.

Начала наша «Эшка» свою работу с депо «Волховстрой» Октябрьской железной дороги, таскала товарные эшелоны от Москвы до Мурманска и от Пскова до Бабаева. А в Великую Отечественную, как мы уже знаем, перешла на «Дорогу победы». Водили «Эшку» калининские бригады под руководством Громова и Алексеева. Машинисты перевозили не только провизию в терзаемый голодом Ленинград, но и военную технику с бойцами РККА. Обратно «Эшка» мчала на себе раненых воинов и жителей города.

Не проходите мимо: паровоз-герой войны
Фото из архива Сергея Савинова

Известен и такой героический эпизод. «Эшка» под управлением Ивана Ивановича Алексеева везла эшелон по «Дороге победы», и тут впереди показался остановившийся состав. Поездная бригада покинула паровоз, не выдержав фашистского артобстрела, и эшелон заблокировал путь. Вражеский огонь продолжался, сзади шли другие поезда, и Иван Иванович принял решение толкать «Эшкой» застрявший состав. Таким образом машинист вывел из-под обстрела сразу два эшелона.

После войны наш Эм 725-39 еще некоторое время был приписан к разным депо в Ленинграде и области. Бригада сразу вернулась в Калинин, а в 1972-м наконец-то прибыл и паровоз – «Эшку» перевели в наш город в качестве маневрового локомотива. Почетным же машинистом назначили Ивана Ивановича Алексеева. В восьмидесятых паровоз поставили в качестве памятника самому себе. Вот только, к сожалению, забыли про пьедестал, памятную табличку и мало-мальски удобный подход к героической машине.

Вплоть до 2009-го, как уже говорилось выше, к паровозу еще можно было подобраться, но теперь все пути к нему перекрыты. А жаль, ведь он даже официально считается памятником истории и культуры местного значения – на сей счет имеется специальное постановление тверского Законодательного собрания.

Будем надеяться, что о нем все-таки по-настоящему вспомнят, и к героическому паровозу смогут подойти как туристы, так и жители нашего города. А то сейчас даже трудно сказать «не проходите мимо». Захочешь, не подойдешь.

+3

Из этой же рубрики