Мини-сериал Александра Молочникова еще не успел выйти целиком, но уже заработал славу скандального. Во-первых, сам режиссер покинул Россию и уехал в США. А во-вторых, федеральный Минкульт отказал его детищу в выдаче прокатного удостоверения. И если нынешнее место жительства Александра Молочникова – это просто его личное дело, то ограничения на показ сработали, что называется, от противного. Запретный плод сладок, как известно еще с библейских времен, и нельзя придумать для фильма лучшей рекламы.
Разумеется, посмотреть «Монастырь» (18+) с телезвездой Анастасией Ивлеевой можно абсолютно легально – отсутствие прокатного удостоверения влияет исключительно на показы в кинотеатрах и никак не мешает трансляции в стриминговых сервисах. Другой вопрос, стоит ли сериал вашего времени. И настолько ли он на самом деле скандальный, как его пытаются позиционировать.
По лезвию бритвы
В открывающем эпизоде нас сразу знакомят с центральными персонажами, вокруг которых будет крутиться сюжет. Это московская тусовщица и блудница Маша, настоятель мужской обители Варсонофий, а также его сын-подросток по имени Юра. Завязка, от которой во многом зависит восприятие любого фильма, подается в «Монастыре» фрагментарно, из-за чего фактически вся первая серия вышла смазанной и сумбурной. Задумка ясна – сразу окунуть зрителя в контраст между размеренной жизнью монашеской обители и бешеным круговоротом страстей столичной тусовщицы. Однако местами такое построение сцен воспринимается как клиповая нарезка, и это несколько портит первое впечатление. К счастью, далее картинка складывается уже более равномерно.
Маша, героиня Ивлеевой, предстает перед нами эдакой безбашенной паразиткой, которая отдыхает в одной из арабских стран за счет подруги и ее богатого мужа. Бери от жизни все и не спрашивай разрешения – жизненное кредо Маши, а в энциклопедии на странице со словом «наглость» размещена ее фотография. Прекрасно зная о мусульманских нравах, она открыто нарывается на конфликт, употребляя на глазах арабов крепкий алкоголь, демонстрируя им декольте и грязно ругаясь по-английски с русским акцентом. Разумеется, подобное не обходится без последствий, и однажды Мария просыпается утром на пляже, а подробности бурной ночи узнает из Ютуба и Телеграма.
В одночасье жизнь девушки рушится. От нее отказывается бойфренд, друзья и знакомые прекращают с ней всякие отношения, а в аэропорту небольшого российского городка, куда она прибывает, шарахаясь от каждой тени, ее уже поджидают подручные опозоренного олигарха. Чудом сбежав от них, Маша оказывается в мужском монастыре, где беззастенчиво врет братии, будто «идет к богу». А уже оттуда отец Варсонофий переправляет ее в женскую обитель, где она переходит под начало игуменьи Елизаветы. И там перед беспринципной блудницей открываются совершенно иные стороны жизни.
Пауки в банке
К этому моменту сериал уже окончательно затягивает, реабилитируясь после рваных стартовых сцен. На первый взгляд, конфликт кажется очевидным – московская тусовщица, которая продолжает нарываться на неприятности даже под угрозой смерти от рук преследующих ее головорезов, попадает в компанию глубоко верующих людей. И все же остальные персонажи далеко не столь однозначны, как может показаться вначале. У того же Варсонофия, оказывается, непростое прошлое – разрушенная семья и трансформация из благостного тюфяка в эдакого доктора Хауса от церкви. Он трепетно относится к сыну, но при этом не миндальничает с прихожанами, трудниками и другими монахами. Особенно ярко Варсонофий раскрывается в сценах с вооруженным ревнивым мужчиной и матерью парня, страдающего синдромом Туретта. В подобные моменты он меньше всего похож на стереотипного батюшку и ведет себя скорее как хирург, вырезающий опухоль. Ему плевать на гнев и истерики других людей, он выше всего этого, и даже в героине Ивлеевой, по глупости попытавшейся его соблазнить, уже через пару секунд внезапно просыпается разум. Словно в нашкодившем ребенке, которого мягко, но уверенно отчитал папа.
У Юры, его сына-подростка, тоже хватает внутренних демонов и скелетов в шкафу. Живя в монастыре вдали от всего мирского, он буквально молится на отца словно на икону и хочет стать таким же, как тот. Но случайная смс от матери окунает его в сомнения, и мальчик бросается выяснять, кто она и куда исчезла. А нежелание Варсонофия обсуждать с ним эту тему подливает масла в огонь, заодно образуя трещину в отношениях отца с сыном. Пока еще тоненькую, но уже грозящую перерасти в пропасть.
Весьма противоречивой получилась игуменья Елизавета, которая по совместительству еще и родная тетя Юры. Еще довольно молодая и симпатичная женщина держит монастырь в строгости, правя твердой, даже железной рукой. Ее жесткость доходит в определенный момент до того, что она запрещает давать обезболивающее монашке Пантелеймоне, страдающей сильными болями – Елизавета уверена, что та просто-напросто отлынивает от работы. И эта линия, к слову, получилась довольно спорной, на что обратили внимание критики. Впрочем, вышло пока только три серии из шести, и зрителю еще неизвестна наверняка существующая подоплека.
Отцы и дети
Сюжет, несмотря на свою кажущуюся поначалу простоту, в итоге оказывается намного интересней и глубже. Он действительно спорный, и Молочникову с Ремизовой не просто так накидали претензий за сценарий. К примеру, сомнительным, как уже было сказано, выглядит не только поведение Елизаветы, но и ее возраст – актриса Наталья Кудряшова даже в свои 44 года не тянет на умудренную опытом игуменью, держащую обитель цепкой хваткой прирожденного руководителя. И пусть это можно списать на необъективность обзорщика в моем лице, но что тогда делать с монахами, которые оставили у себя на ночь девицу в коротких шортах и с татуировками вместо того, чтобы банально вызвать «скорую помощь» с полицией? По факту это самое слабое место сериала – условность, убери которую, и все развалится. Впрочем, с учетом дальнейшего развития интриги на сей недостаток можно закрыть глаза.
Во многом сериал держится на игре актеров, и здесь я не имею в виду Ивлееву. Свою роль она исполняет на уровне студента-театрала, не представляя собой никакого открытия. Поставь на ее место, к примеру, Любовь Аксенову, и общий уровень оказался бы значительно выше. Но в том-то и дело, что Аксенова – актриса, а Ивлеева – телезвезда, и ставка была явно сделана именно на это и на ее узнаваемость. И потому-то, давайте будем откровенны, «Монастырь» – это не «какой-то сериал про монахов», а «сериал с Ивлеевой». Зато кто действительно в нем играет, так это Филипп Янковский, который сумел показать многогранность отца Варсонофия в его пути от мужичка-рохли к железобетонному настоятелю, в одиночку разогнавшему подравшихся трудников.
Прекрасно справляется со своим образом и молодой Марк Эйдельштейн, которого уже успели окрестить «российским Тимоти Шаламе» (тем самым, который сыграл Пола Атрейдеса в «Дюне» Дени Вильнёва). Парень отлично изображает наивного подростка, который восхищается отцом, борется с похотью при виде героини Ивлеевой и собирается выяснить тайну матери.
Также не могу не отметить Джаника Файзиева, неплохо сыгравшего олигарха Николая – удивительно, но его акцент при этом ничуть не смущает. Неожиданно приятной оказалась простенькая эпизодическая роль Валентины Мазуниной, которую большинство знает как гопницу из «Реальных пацанов». Добавлю сюда уже упомянутую Наталью Кудряшову, играющую игуменью Елизавету, Светлану Иванову, изобразившую бывшую жену Варсонофия, трудников Артема Быстрова, Павла Ворожцова и Леонида Тележинского. Увы, телезвезда Ивлеева на их фоне так и остается бывшей ведущей «Орла и решки», а не актрисой. Впрочем, не будем лишний раз поднимать вопрос целесообразности такого каста. Кино, телевидение и с недавнего времени стриминг – это все равно бизнес, кто бы что ни говорил.
Тем не менее, смотреть «Монастырь» можно. Даже нужно – из-за того же Янковского, которого вы после нескольких эпизодов с отцом Варсонофием не сразу признаете в наивном мужичке-рохле за рулем «Нивы». И еще: не расценивайте этот сериал как попытку оскорбить чьи-либо чувства.
Лучше понаблюдайте за трансформацией персонажей – это значительно интереснее.
Сергей САВИНОВ