Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники

12:45

30 декабря 2023

6459

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники

В прошлом году соцсети захлестнула волна негодования – российских зрителей лишили «Гарри Поттера». Не обошлось, конечно же, без сантиментов вроде «ушла эпоха» и «отняли детство». А все потому, что голливудская студия Warner Bros. запретила телеканалам холдинга «Национальная медиа группа» транслировать свои фильмы, в число которых как раз и входит сага о мальчике, который выжил.

Не секрет, что отечественное ТВ помимо нестареющей классики вроде «Иронии судьбы» любит показывать в новогодние праздники и продукцию голливудских студий. Зрителями эти фильмы востребованы, а потому можно рассчитывать на сносные рейтинги. Что будут смотреть зрители в Новом году?

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма, с которым в России прочно ассоциируется Новый год. Источник: kinopoisk.ru

В то же время нельзя не отметить весьма неприятный тренд – российских зрителей медленно, но верно отлучают от западного контента. Хорошо это или плохо? И работает ли в данном случае импортозамещение? Попробуем разобраться.

Новый железный занавес

Сразу оговоримся, что не будем рассуждать о качестве зарубежных фильмов – зритель сам в состоянии это понять и голосует рублем. Вопрос в другом: есть ли у отечественного кинематографа и телевидения достойная альтернатива?

Определенно, в оплакивании «Гарри Поттера» есть доля лукавства – мы не погрешим против истины, если скажем, что поклонники этой серии фильмов вряд ли подчеркивают карандашом время эфира в газетной телепрограмме. С учетом того, что в России творчеством Джоан Роулинг увлекаются подростки и те, кто застал премьеру киносаги в таком же возрасте, основные просмотры все же идут в интернете. Это либо стриминговые сервисы, либо пиратские сайты. Однако есть и те люди, для кого «Гарри Поттер» по телевизору с паузами на рекламу – своего рода ритуал. Они, разумеется, обладают возможностью запустить фильм в онлайн-кинотеатре в любое удобное время, но им гораздо больше важна теплая «ламповая» атмосфера. Так что исчезновение кино из телеэфира не стоит сбрасывать со счетов.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень». Источник: kinopoisk.ru

Кроме того, есть еще один важный момент – отзыв лицензии задолго до ее истечения стал действительно неприятным сюрпризом. И кто знает, не создан ли таким образом прецедент. Сейчас речь идет, напомним, только о холдинге «НМГ» и голливудской студии Warner Bros. Однако в «Национальную медиа группу» входят не только «Первый канал», СТС и РЕН ТВ, но еще и кабельное ТВ, а также стриминговый сервис more.tv. Так что ограничения гораздо шире, чем кажутся на первый взгляд. И никто не дает гарантию, что другие студии не последуют примеру Warner Bros.

Здесь нам следует вспомнить, как развивался отечественный кинопрокат в текущем году. Вскоре после начала СВО голливудские мейджоры один за другим объявили о своем уходе из России. Это и уже названная выше студия Warner Bros., и Disney, и Paramount, и Universal Pictures. К тому моменту фильмы именно этих компаний составляли до 80% всего отечественного проката. Российские кинотеатры и так едва оправились после ковидных ограничений, а тут – новый удар…

Разумеется, остались ленты независимых западных студий, китайское кино и Болливуд, но будем честны – их доля невелика. Отечественные же проекты, даже если отбросить предрассудки об изначально плохом качестве, при всем желании не могли сразу заполнить освободившиеся сетки сеансов. Бокс-офис показывал дно, и само существование отрасли оказалось под угрозой. Ситуация стала выправляться лишь в середине прошлого месяца, когда российский кинопрокат продемонстрировал, как любят говорить чиновники, устойчивый рост. А уже в ноябре кассовые сборы вышли на февральский уровень. Аналитики связывают это с успехом отдельных российских картин – в частности, удачный старт получило «Сердце пармы», собравшее свыше 136 млн рублей только в первый уикенд. А в перспективе лента Антона Мегердичева может достичь миллиардной отметки.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Сердце пармы». Источник: kinopoisk.ru

Но проблему, между тем, это не решает. Как уже говорилось, фильмы голливудских мейджоров пропали из российских кинотеатров всерьез и надолго. А это, как ни крути, значительная часть заработка для прокатчиков и контента для нас, зрителей. И если летом представители отрасли говорили, будто западные компании ищут выход в параллельном импорте, то сегодня об этом уже ничего не слышно. А принудительное лицензирование, которое предлагают особо горячие головы, может окончательно испортить репутацию нашей страны на мировом кинорынке. Любой более-менее серьезный специалист это понимает.

А впереди у нас, кажется, еще одна сложность – не исключено, что голливудские фильмы пропадут из отечественных стриминговых сервисов. Так, по данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», только за первую половину текущего года российские онлайн-кинотеатры уже потеряли от 5 до 42% контента. Большая часть – это именно ленты мейджоров вроде Warner Bros. и Disney. Уточняется также, что у некоторых отечественных интернет-прокатчиков лицензии истекут в конце 2022 года и начале 2023-го. На практике это как раз и означает исчезновение из онлайн-библиотек огромного числа фильмов. Легальных, разумеется. Пираты, увы, никуда не денутся.

Магия и супергерои

Безусловно, нам всем хочется верить в лучшее. Например, в то, что голливудские студии вернутся в Россию, а онлайн-кинотеатрам продлят лицензии. Но в душе мы в большинстве своем реалисты, а потому понимаем: санкции в кинематографе, скорее всего, надолго. А потому пора всерьез задуматься об импортозамещении – хотя бы в масштабах долгих зимних вечеров на новогодних каникулах.

Сразу оговоримся, что мы не ведем речь о стопроцентной замене – в культуре, пусть даже массовой, не принято оперировать подобными категориями. Неспроста же экранизации рассматриваются как отдельные произведения на основе первоисточника. Так что наша небольшая подборка носит не обязательный, а исключительно рекомендательный характер.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Академия пана Кляксы». Источник: kinopoisk.ru

Начнем с «Гарри Поттера», коли уж весь сыр-бор разгорелся из-за него. Наверняка кто-то удивится, но тему детской магической школы первой затронула вовсе не англичанка Джоан Роулинг. Еще в 1946 году польский писатель Ян Бжехва опубликовал свою книжку под названием «Академия пана Кляксы». А в 1983-м повесть была экранизирована Кшиштофом Градовским, и этот детский фильм про волшебников хорошо знаком тем, кто родился и рос в Советском Союзе. Разумеется, по графике и спецэффектам польское кино восьмидесятых отличается от голливудской саги о мальчике со шрамом и Том-Кого-Нельзя-Называть. Но легкая атмосфера детской сказки в «Академии пана Кляксы» (0+) – это то, что действительно может зацепить. И пусть вас не смущает, что кино сняли в Польше – нынешнем члене НАТО. В то время мы еще были союзниками по соцлагерю.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Академия пана Кляксы». Источник: kinopoisk.ru

Запрет на телетрансляцию проектов Warner Bros. однозначно касается и супергеройских лент от DC Films – дочерней киностудии мейджора. А это, в свою очередь, «Чудо-женщина», «Человек из стали», «Аквамен», «Бэтмен против Супермена», «Лига справедливости» и другие кинокомиксы. Заметьте, мы пока что не говорим о киновселенной Marvel, но это продукция компании Disney, а потому возможный запрет тоже не за горами. Есть ли отечественные аналоги американской супергероики? Представьте себе – есть.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Черная Молния». Источник: kinopoisk.ru

Строго говоря, первый российский кинокомикс вышел в 2009 году – это «Черная Молния» (0+) от Александра Войтинского и Дмитрия Киселева. А супергероем в ней выступает простой русский парень Дима на летающей двадцать первой «Волге». Все элементы комиксовой эстетики в фильме есть – четкая грань между Добром и Злом, супероружие в виде необычного автомобиля, помощь простым обывателям, а также зрелищность в кинематографическом плане. Но все же каноничным российским кинокомиксом принято считать ленту «Майор Гром. Чумной доктор» (12+). В отличие от «Черной Молнии» у картины 2021 года в постановке Олега Трофима есть первоисточник – серия графических романов отечественного издательства Bubble. На портале «ТОП Тверь» у нас уже выходила развернутая рецензия, но если коротко, «Майор Гром» стал по-настоящему успешным, причем как в нашей стране, так и за рубежом. Права на его показ выкупил даже Netflix, к слову, покинувший российский рынок этой весной.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Майор Гром». Источник: kinopoisk.ru

В картине есть обаятельный супергерой в исполнении Тихона Жизневского, Любовь Аксенова в роли его не менее обаятельной помощницы, продуманный суперзлодей, а еще достойная графика и качественные трюковые сцены. Любители кинокомиксов и супергероики точно оценят. Опять же с поправкой на личные предпочтения. Только не ставьте «Майора Грома» в один ряд с провальными «Защитниками» (12+) Сарика Андреасяна – это фильмы из разных весовых категорий, пусть и относятся оба к жанру кинокомикса.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
«Защитники» пытались переплюнуть героев Marvel и DC Comics. Не получилось. Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Еще пример для неспешного размышления. Если из отечественного эфира вдруг пропадет бравый американский археолог Индиана Джонс, ему на смену готов прийти авантюрист Илья, что в компании филолога Арины и таинственного Аркадия ищет легендарную Либерею. Напомним, так называется знаменитая библиотека Ивана Грозного, которую одни считают мифом, а другие – потерянной реальностью. Именно о ней рассказывает фильм «Либерея: Охотники за сокровищами» (12+) в постановке Глеба Орлова. По сути, это своего рода оммаж в адрес произведений Дэна Брауна, только с российским уклоном. Есть некое сокровище, зашифрованный путь к нему и, конечно же, могущественная тайная организация, которой кровь из носу нужно это сокровище обнаружить. Подобный жанр в современном российском кино – сам по себе любопытный факт. Но даже если фильм вам, что называется, не зайдет, возможно, вы заинтересуетесь историей, взятой за его основу. Все-таки никто так и не сумел однозначно ответить на вопрос, существовала ли вправду библиотека Ивана Грозного.

Куда уходит Поттер: что будут смотреть жители Тверской области в новогодние праздники
Кадр из фильма «Либерея: Охотники за сокровищами». Источник: kinopoisk.ru

А вообще, при желании можно провести аналогии между многими фильмами и подобрать замену. Но мы хотим завершить этот разговор иначе: из всего в жизни лучше извлекать максимум пользы, даже из негатива. Безусловно, жаль, если мы на какое-то время лишимся привычных нам кинолент. С традициями расставаться поистине сложно. Но, может быть, это повод открыть для себя что-то новое?

Или, уж простите за штамп, хорошо забытое старое.

Сергей САВИНОВ

+5

Из этой же рубрики