«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым

10:14

11 января 2023

5201

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Постер фильма. Источник: kinopoisk.ru

Есть такое свойство человеческой памяти – романтизировать прошлое. Трава была зеленее, девушки моложе, а мороженое вкуснее. Разум услужливо фильтрует негатив, отправляя в небытие школьные драки и выводя на передний план восьмибитную игровую приставку. Или же первый поцелуй – тут возможны варианты. Если ностальгия массовая, это обязательно находит отклик в культуре.

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Новые фильмы о советском прошлом, романтика виниловых пластинок и аналоговых синтезаторов, брендовая одежда в стиле бабушкиного гардероба – мы с радостью погружаемся во времена детства и юности, и так будет всегда, во всех поколениях. Кто вырос в восьмидесятые, внимательно подмечают детали в американском «Чернобыле», ждут новый сезон «Очень странных дел» и пересматривают «Иглу» с Виктором Цоем. А в затылок им дышат ностальгирующие по австралийскому «Чародею», пронзительной докудраме «Спасение 911» и пугающе откровенной «Криминальной России». Предыстория майора Игоря Грома, премьера которой состоялась в новогодние праздники, как раз стала квинтэссенцией тех самых «лихих девяностых».

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Оригинальный фильм под названием «Майор Гром: Чумной Доктор» вышел весной 2021 года, прогремел в отечественных кинотеатрах и получил одобрительные отзывы за рубежом. Права на российский кинокомикс даже выкупил стриминговый гигант Netflix, и было бы странно останавливаться на достигнутом. Ведь при всех своих недостатках «Чумной Доктор» стал первым достойным фильмом подобного жанра, снятым в РФ. До него была лишь наивная «Черная Молния», которую, в общем-то, не позиционировали как кинокомикс, и «Защитники», коих не принято поминать всуе в хорошей компании опытных киноманов. С натяжкой в этот список можно добавить «Меченосца» Филиппа Янковского, но фильм после разгромных рецензий и негативных отзывов зрителей канул в небытие. А тут – классическая комиксовая стилистика, подсмотренная у американцев и трогательно перелицованная на отечественно-березовый лад, хорошие актеры и грамотная постановка. Но главное, «Чумной Доктор» в отличие от своих предшественников опирался на существующую базу. Ведь если вселенная тех же «Защитников» создавалась буквально на коленке, то у майора Грома уже имелась своя фан-база любителей комиксов от студии Bubble. Как известно, хороший первоисточник – уже немалая составляющая успеха.

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Вот почему «Трудное детство», рассказывающее о взрослении будущей грозы преступного Питера, стало одной из самых ожидаемых премьер января. А кроме того, нам заранее анонсировали ретро-стиль девяностых – неоднозначного времени свободы и беспредела. Собственно, об этом зрителю напоминают уже в преамбуле под залихватский трек Мистера Малого «Буду погибать молодым» и психоделический видеоряд. Теракты, массовые волнения, экстрасенсы и колдуны, эпатажное уличное искусство и кислотные рейвы – за пару минут вас буквально изваляют в эпохе, заставив вспомнить и содрогнуться. Или, напротив, пустить ностальгическую слезу. В любом случае начало выглядит многообещающим.

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Отдельно стоит сказать о цветовой гамме фильма, отсылающей к киберпанку и общей стилистике мрачного неонуара конца прошлого века. Сочные переходы, яркие контрастирующие перепады, игра света и тени, неоновая «кислота» – местами можно просто любоваться картинкой, поданной ко всему прочему в динамичной клиповой манере. Немного выбиваются из общего ряда мультяшные вставки, но это тоже своего рода дань эстетике той эпохи. Нашлось место и культурным отсылкам к «Матрице», «Зову джунглей» и игре «Мортал Комбат». Как сейчас модно говорить, аж олдскулы сводит.

Увы, на этом достоинства нового фильма по факту заканчиваются. Если основная часть про взрослого Грома смотрится на ура, история его взросления оставляет в легком недоумении. «Трудное детство» больше похоже на пародию в духе «Большой разницы», а эпизоды с детьми и вовсе заставят вспомнить деградировавший в девяностые «Ералаш». Примерно такие же шутки и на том же уровне актерская игра. И если Кай Гетц, исполнитель главной роли, действительно старается, то Владимир Яганов, изображающий его друга Игната, как будто бы только что сбежал со школьного капустника. Особенно убийственным в его исполнении получился мнимый украинский акцент.

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Недалеко от детей-актеров ушли и взрослые – произносят с натугой заученные реплики, картинно хмурят брови и играют скорее образы, чем людей. И образы эти столь же искусственные, как и якобы поношенная одежда, с которой едва содрали ярлыки с ценниками. Про парики вместо настоящих причесок из девяностых я, пожалуй, попросту промолчу.

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Вытягивает всю клоунаду лишь финальная сцена с уже повзрослевшим Громом. Именно там сконцентрированы боль персонажа и его сила, в чем большая заслуга Тихона Жизневского, сыгравшего в первом фильме. Если бы получилась такой вся лента, это мог быть шедевр. Увы, слишком нарочитыми получились кривляния в фильме с плашкой 16+. И особенно удивительно видеть в титрах имя Олега Трофима, поставившего «Чумного Доктора» и первый «Лед».

«Гром. Трудное детство»: неудавшаяся ностальгия по девяностым
Кадр из фильма. Источник: kinopoisk.ru

Поклонникам оригинальных комиксов «Трудное детство» скорее понравится, чем вызовет у них отторжение. Остальным же стоит смотреть с большой осторожностью – разве что как ностальгический реверанс в сторону «лихих девяностых», который можно было сделать намного изящнее.

Сергей САВИНОВ

+13

Из этой же рубрики