Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» запустили уникальный проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта будет отвечать лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий ответит на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует пытливого читателя. Вопросы будут разные, но принцип один — они будут исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
И сегодня мы рассмотрим вопрос о главном для верующего человека дне недели, если говорить по-простому. Все мы знаем, что это воскресенье, но почему в Ветхом завете это была суббота?
Митрополит Амвросий отвечает:
Богослужения в соборных православных храмах на самом деле совершается ежедневно, а не только в воскресенье. Но воскресенье для нас, христиан, является особым праздником — днём малой Пасхи. Мы вспоминаем и переживаем литургически событие, которое изменило судьбу всего человечества — Воскресение нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому естественно, что воскресный день мы посвящаем Богу.
В Ветхом Завете таким святым днём была суббота, день покоя: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 11).
В Новом Завете, поскольку произошло то, чего ожидали все поколения ветхозаветного богоизбранного народа, акцент сместился с субботы на воскресенье. В тоже время суббота не заменена воскресеньем, а является предваряющим его, тоже праздничным для верующих людей днём вхождения в вечный покой через веру во Христа.
Богослужение субботы отличается от обычных будничных. Это особенно заметно в Великий пост, когда в субботние дни отменяется исключительно великопостное богослужение, служится литургия святителя Иоанна Златоуста, меняются на более светлые богослужебные одежды. Так что в Православной Церкви суббота не забыта и чтится. Она посвящается Богородице, всем святым, является поминальным днём, предвестием события Воскресения.
День ничегонеделания
Но мы, христиане, отказались от множества тех ограничений, которые были введены иудейскими учителями как интерпретация субботнего покоя. Мы отказались от запретов, множества придуманных людьми правил, ограничений — от формального отношения к благословенному дню, в который люди должны были помнить о Творце и служить Ему. Суббота ведь ко времени Рождения Христа фактически стала днем ничегонеделания. Появился лимит на расстояние — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Много чего нельзя было делать: разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Если же человек нарушал многочисленные субботние предписания, это считалось великим грехом и очень строго наказывалось. Бывает и в нашей среде встречается формальный подход к праздничному дню: мол, работать нельзя, а провести на диване у телевизора, сутками спать или погрузиться в компьютер на весь воскресный день, якобы можно.
Праздничный день не означает праздности. Наши новомученики, отказываясь работать в воскресенье, шли в лагеря и на расстрел не за то, что были лентяями и просто хотели отдохнуть. Они этот день посвящали Богу, молитве, размышлению, чтению Священного Писания и житий святых, добрым делам, обязательно шли в церковь. Они не желали отнимать у себя то время, которое было предназначено для Бога и заполнять святой день суетой, пустотой, повседневностью. Они были верны Богу во всем.
Настоящие христиане свято чтут воскресный день, который всегда переживается ими как Новая Пасха, стремятся в этот день в храм, дабы сбросить в исповеди тяжесть накопившихся за неделю грехов, освободиться от рутины повседневности, причаститься Святых Тела и Крови Христовых и войти в радость Воскресшего Господа, Который не только в воскресенье, но и каждый день ждёт нас, Своих детей для встречи в храмах, на молитве и в таинстве наших добрых дел по отношению к людям на всяком месте нашей жизни.