Это было зимой, в «докарантинное» время, когда журналисты РИА «Верхневолжье» собирались на Российский инвестиционный форум в Сочи. Четыре человека: оператор, два фотографа и журналист купили билеты и готовились к перелету. Форум должен был состояться 12-14 февраля, но грянул коронавирус, и никто никуда не полетел. Планы изменились резко, и все журналисты остались дома с потраченными деньгами и невозвратными билетами на руках. Новостной сайт СМИ под ключ
История неприятная, потому что шансов вернуть деньги было мало — сервисы по бронированию билетов на запросы не отвечали. Стало ясно, что на этом уровне проблему не решить. Мы рискнули и обратились напрямую в «Уральские авиалинии», признаться, без особой надежды.
Но нам ответили.
Компания признала форс—мажором отмену форума и отмену большинства гражданских рейсов из—за угрозы распространения коронавируса. С Урала прилетело официальное письмо, которое мы сразу перенаправили в те самые сервисы по бронированию билетов. Один из сервисов вернул деньги, второй – не захотел. «Уральские авиалинии» взялись за решение вопроса уже сами. Нам оставалось только ждать результата. И деньги вернулись.
Простая история, но но с такими даже мы, журналисты, сталкивались нечасто. Подумать только, большая авиакомпания, у которой отмена рейсов из—за пандемии и вообще куча своих проблем, не отпихнула клиентов с грошовым вопросом, а все решила и помогла.
Мы обсудили это в редакции и забыли. Потом ушли на дистанционку, потом вернулись, на первой планерке за чашкой чая обсудили последние новости, плавно пришли к теме «убитого» коронавирусом рынка авиаперевозок и задумались: как там, интересно, наши «Уральские авиалинии»?
Взяли и позвонили в компанию: поинтересовались, как она приспосабливается к новым непростым условиям, есть ли планы на будущее, и можно ли уже готовиться к отдыху на юге.
Оказалось, что ни о каком сворачивании деятельности и простоях в «Уральских авиалиниях» и не помышляли: в компании на период пандемии перепрофилировали часть воздушного парка под перевозку грузов.
— Сейчас мы выполняем рейсы по перевозке грузов с медтехникой, комплектующими и медицинскими масками, — рассказали представители «Уральских авиалиний». – В основном это сообщение внутри страны, но есть вылеты и за рубеж.
Ну а с 1 июня авиакомпания перешла на летний режим работы и постепенно восстанавливает рейсы на юг России. При этом часть ограничений и требований к пассажирам сохраняется. Так, с 1 июня пассажиры допускаются на борт воздушного судна только в медицинских масках. Их не рекомендуется снимать в течение всего полета. Если полет долгий, спустя три часа бортпроводники принесут пассажирам новые маски. При посадке на рейс всем обязательно меряют температуру: она не должна превышать 37 градусов. Пассажирам выдается индивидуальный комплект антисептических салфеток.
Пассажирам без масок и с температурой в посадке может быть отказано, но, как рассказали в компании, эти меры временные, они нужны для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
— Постепенно и поэтапно эти меры будут смягчаться, пока мы не вернемся к обычному режиму пребывания и обслуживания на борту, — отметили в компании.
Так что констатируем: в целом, конечно, у авиаперевозчиков сегодня не лучшие времена из—за резкого снижения пассажиропотока. Как отмечал в интервью «РБК» гендиректор и владелец «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов, речь идет о сокращении в два раза: в 2019 году компания перевезла 128 миллионов пассажиров, в 2020-м будет примерно 60–70 миллионов.
Любому ясно: речь идет о колоссальных убытках. Но, к чести компании, клиенты этих проблем и не заметили. Мало того: авиакомпания «Уральские авиалинии» внесла огромный вклад в кампанию по возвращению на родину застрявших за границей российских туристов. Один из таких рейсов (Мальта—Ларнака—Шереметьево), кстати, выполнил не кто—нибудь, а сам Герой России Дамир Юсупов. Тот самый пилот, который 15 августа 2019 года после того, как в двигатель самолета попала чайка, сумел посадить машину на кукурузное поле и спас 233 человек. Узнав, что за штурвалом такой пилот, возвращавшиеся домой в разгар пандемии пассажиры аплодировали стоя. И пилоту, и авиакомпании, которая сделала очень правильный психологический ход: что еще, действительно, может успокоить встревоженных людей в трудной ситуации, как не присутствие за штурвалом надежного пилота — героя?
… Не быстро, но жизнь возвращается в прежнее, докоронавирусное русло. А это значит, что скоро самолеты вновь полетят во все стороны света, а мы, журналисты, выдохнем и пойдем в отпуска, поедем в командировки, на конференции и форумы. Мы смотрим в будущее с оптимизмом и верим: те, кто в сложное время не шел по головам, а берег репутацию, отыграют убытки и вернутся к прежним экономическим показателям. Что касается авиаперевозок, внутри редакции мы решили, что наши первые полеты будут с «Уральскими авиалиниями» — в знак признательности за профессионализм, человеческое отношение и вежливость. Ведь впервые в нашей журналистской практике за все время перезвонов, переписок и переговоров с крупной компанией нас ни разу никто ни о чем не попросил.