Портал «ТОП Тверь» продолжает уникальный проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Вопросы будут самые разные, но принцип один — они будут исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Ранее митрополит Амвросий рассказывал, почему люди в церкви на службе молятся именно стоя, а сегодня разговор вновь о молитве, но другой: почему важно молиться за умерших, разве от этого что-то для них изменится?
Мы молимся за умерших, потому что верим, что до тех пор пока не произошел всеобщий Страшный Суд, есть возможность изменений. И хотя мы не пониманием и не знаем до конца, как именно это устроено, мы верим, что умершие, не готовые изначально вполне принять Христа и обрести спасение, хотя и не способны к самостоятельным деяниям, могут получить поддержку в виде наших молитв, и постепенно Его принять. Мы, хотя и не верим в чистилище подобно западным христианам, тем не менее, верим в возможность для умерших конечности пребывания в аду, то есть в отделении от Бога. Поэтому мы молимся действительно надеясь, что для них что-то изменится.
К тому же, молитва за умерших — это способ нашего с ними общения, которое более невозможно иным образом. После ухода близкого человека в душе образуется пустота, которую не заполнить ничем. Помочь может только молитва, которая становится утешением для нас, оставшихся пока на земле, в ожидании своего часа.
Исторически на Руси больше всего молились больше о людях усопших, чем даже о живых. И лишь в последние годы, когда человечество действительно изменилось, когда мы стали полагать во главу угла прежде всего земное измерение и свои земные успехи: счастье, здоровье, благополучие, намного меньше задумываясь над смыслом бытия, простирающимся за пределы этого ограниченного мира, — мы стали больше молиться о живых.
В Церкви всё больше стало появляться записок с просьбами о здравии, что тоже, конечно, хорошо и Богом благословлено, но мы менее стали заботиться о своих усопших. Ведь это не просто какая-то память, это не просто воспоминания, это мистическое соучастие в жизни тех людей, которые уже ушли и ожидают нас там. Это молитва о жизни, которая сегодня недоступна для нашего понимания, но однако является абсолютной реальностью.
Мы через эту молитву за близких пытаемся сделать несделанное для тех людей, которые ушли. Очень трудно терять близких людей. Когда ниточка земных отношений рвется, это приносит такую душевную боль, которую утолить невозможно, и боль эта подчас связана даже не с тем, что человек ушел в мир иной. Больно потому, что мы себя ощущаем во многом виноватыми и огромными должниками перед людьми, которые внезапно уходят. Которым мы не подарили свое время. От которых мы отмахивались, котором мы не сказали вовремя теплое слово, которым не сделали доброе дело. Которые ждали нашего звонка или письма, а мы оправдывали себя заботами житейскими и важностью дел иных. И вот тогда, когда наступает мгновение потери, книга долгов человеческих настолько становится открытой для человеческого сердца и ума, что подчас люди, оставшиеся на земле, места себе не находят. Потому что чувствуют, что они много не отдали, чувствует свою вину за это перед Богом и перед усопшими.
И Святая Церковь дает нам возможность отдать эти долги. Подарить им молитву, потому что молитва — это тоже выражение любви, тепла, дружбы, сыновства или, наоборот, родительских чувств по отношению к тем, кого мы потеряли. Ведь жизнь не прекращается, она продолжается, просто она нам не видна, и поэтому мы особенным образом испытываем эти потери. И блаженны и мудры те люди, которые не забывают о своих усопших сродниках, которые молятся, знают, что им надлежит каждому в свой час переступить порог земного бытия. И, может быть, эти молитвы, которые мы совершаем за наших усопших родственников, и нам окажут отраду и утешение там, за гробом, и особенно тогда, когда за нас некому будет молиться.