Медиахолдинг РИА «Верхневолжье» и портал «ТОП Тверь» продолжают проект-рубрику «Добро пожаловать в Церковь», в которой читателям нашего сайта отвечает лично митрополит Тверской и Кашинский Амвросий.
Владыка Амвросий отвечает на самые простые вопросы о церковной жизни, о богослужении, о всем, что интересует нашего пытливого читателя. Спрашивают посетители сайта о многом, но принцип один — вопросы исключительно простые, часто задаваемые людьми, которые никогда не жили церковной жизнью, не знающие о Церкви ничего или очень мало.
Сегодня говорим о том, почему монахи не едят мясо.
«Далеко не все монахи не едят мясо. Как правило, мясо не едят монахи, живущие в монастырях, устав которых чаще всего предполагает постную пищу. Либо те из монахов, священнослужителей или мирян, которые считают для себя это необходимым. На вопрос, почему некоторые люди считают для себя это необходимым, есть несколько ответов.
Один из них — аскетический. Мясо — пища достаточно калорийная и достаточно «тяжелая». Такая пища усложняет внутреннюю жизнь, которая присуща монашескому идеалу. Многие древние писатели и отцы Церкви советовали воздерживаться от тяжелой пищи в те дни, когда собираешься заниматься умственной деятельностью. Аскетическая направленность подразумевает постоянную непресыщенность пищей, чтобы ум был всегда направлен на возвышенное. После обильной и тяжелой пищи сложно заниматься вещами возвышенными.
Другой ответ — богословско-экологический. Мы читаем у апостола Павла, что за грехопадение человека «вся тварь доныне страдает и мучится» (Рим. 8:22). Христиане призваны быть хранителями и руководителями всего пространства сотворенного Богом мира, в том числе живых существ, которые населяют землю. Хранителями, а не уничтожителями.
Монашество в своем идеале — попытка жить предельно по-евангельски. Это не значит, что другие люди живут неправильно, ведь монашество — это своего рода евангельский максимализм. И в этом смысле животная пища уже нарушение такого максимализма. В некотором смысле это проявление любви к творению и жалость к живым существам, населяющим землю, сотворенную Богом.
Но, с другой стороны, мы знаем, что животная пища необходима человеку, особенно детям и молодым людям. Поэтому христианство не проповедует принципов вегетарианства, присущих некоторыми другими религиями.»